Рубрики


« Скотоводческие племена Африки | Главная | Население и культура Западной Африки »

Земледельческие племена Африки

Третью группу африканского коренного населения составляют земледельцы. Их мышление развивалось в тесной связи с понятиями земли и плодородия, угасания и возрождения жизни, с чем связан и развитый культ предков. Главная обязанность почитаемых ими духов - послать дожди, обеспечить урожай.

У этих племен сильно развит культ мертвых, почитание предков, что связано с верой в загробную жизнь. Например, жители Мадагаскара почитают умерших предков нескольких поколений, они не предпримут ни одного значительного шага, не посоветовавшись с умершими, и даже завещают им часть своего наследства. Они глубоко уверены, что умершие предки сурово накажут тех, кто о них забудет.

Пантеон духов и богов у африканских земледельческих племен необыкновенно широк. Существуют духи рек, морей, лесов, земли, пустынь, деревень, войны, предков; есть духи, охраняющие человека и заботящиеся о нем. В представлении племени нандио духов никогда нельзя увидеть, разве только услышать, иногда они могут вселяться в животных.

Например, дух деревни у суданских бамберо обитает в священном дереве. Вождь племени всегда обращается к нему за советом, помощью, в большие праздники ему приносят жертвоприношения: животное и плоды.

Духи могут покидать место своего обитания и разгуливать на осле, козе, крысе, змее или лягушке. Поэтому эти животные считаются священными и могут бродить, где им вздумается.

По всей Африке распространился культ богини земли, которую небесный муж оплодотворил дождем, и теперь богиня-мать дает всем потомство и урожай.

В представлении африканских народов зачатие и рождение новой жизни тесно связано со смертью. Примером этого служит миф о происхождении у племени коно, живущего в Гвинее: „Сначала не было ничего. В мраке вселенной обитала смерть Са со своей женой и дочкой. Чтобы было где жить, Са сотворил огромное море грязи. Однажды его навестил бог Алатангана, которому грязь не понравилась, и он решил создать землю. Потом он создал животных и растения.

Алатангана похитил дочь Са, и она родила ему четырнадцать черных и белых детей. Дети говорили на разных языках, и родители не могли понять их. Это была месть Са за то, что Алатангана не заплатил за невесту выкуп. Дети заселили землю, но повсюду еще был мрак. Поэтому Алатангана послал к Са петуха, чтобы он попросил у Са свет. Са исполнил просьбу, с той поры каждое утро петух призывает солнце. Однако Са потребовал, чтобы Алатангана за свет отдавал одного из своих детей, когда смерть Са придет за ним. Вот почему умирают дети".

В Африке существует много тайных обществ. Главное их назначение - поддержание правопорядка. Но часто эти общества перерождаются в преступные организации, которые вопреки своему назначению, используя религиозную и светскую власть, террорезируют население.

В Габоне существуют общества Мангонго, Мдаи и Мгои. Религия и верования в африканских государствах основывались прежде всего на культе предков. Ореолом почитания была окружена священная особа короля, который никем невидимый жил во дворце и управлял страной с помощью правителей. Для поддержания его божественной власти существовало много различных обрядов. Король был олицетворением божественных предков и одновременно воплощением небесного божества на земле, символом и гарантией благ человека.

В некоторых государствах король не смел умереть естественной смертью, как простолюдин. Когда король был уже слаб и немощен, тяжело заболевал, или страну постигало какое-то бедствие, что означало, что король утратил расположение неба, его - в соответствии с обрядом убивали. У племени шилуко был обычай убивать короля священным копьем, у эмбу - душить короля вместе с его женами. Во время похорон короля почти всюду приносились человеческие жертвоприношения.

Рубрики: Африка, Население Африки |