Рубрики


« Праздник якутов Isёch | Главная | Жертвоприношения у якутов »

Якутские шаманы

Г л а в а 21. О шаманах, или об ojunen, их традициях и действиях
Ojunen, или, как иначе их можно назвать, волшебники,— Tangara ojun, Semagk ojun и Kuturuck.

Tangara ojun имеет своими покровителями Barilak'a и Tuttorbit Tёrdo, как и других, которых якуты высоко чтут. Тем не менее предпочитается Barilak. Те шаманы, которые от него зависят, имеют все блага.

Semagk ojun состоит в подчинении у Agis Ataktak Adsjarai Bogc и может помочь только тем, которые заколдованы.

Tangara ojun и Semagk ojun имеют волшебные бубны, с помощью которых совершают свое камлание. Когда же они таковых не имеют, то пользуются при камлании луком. Имеются и женщины, которые, подобно мужчинам, являются шаманами. Их называют Udagan. Кuturuск'ами называются такие люди, которые гадают по руке, как цыгане, или берут от человека платок, шапку и кладут их под себя, а на следующее утро рассказывают, что должно случиться с данным человеком.

Имеются еще - люди, похожие на Kuturuck'oв, предсказывающие будущее, которое якобы видели во сне.

Прежде чем кто-нибудь становится шаманом, как утверждают якуты, он подвергается разного рода мучениям со стороны дьяволов и духов и впадает в экстаз. Это происходит так же, как у коряков, бурят и тунгусов.

Для камлания шаман надевает специальную одежду, парку шамана— Kюrersan или ojun Tangusa и сапоги — Atяrbas из замши выше колен. После этого он садится против огня и держит левой рукой волшебный бубен — Tuingnur, а правой — волшебную палочку — Bulujak и начинает совсем тихо бить в бубен и при этом петь.

Через некоторое время он начинает кричать Кu, Кu, Кu — все, все, все. Когда он это сделал, то начинает бить в бубен сильнее и петь очень громко Edsjam, Edsjam, Edsjam и другие слова, которые ни переводчики, ни сами якуты не понимают, так как шаманы, у какого бы народа они ни были, имеют свой особый язык во время камлания.

После того, как шаман некоторое время сидел, он встает и покачиваясь ходит вокруг, пока не упадет в обморок. В это время подскакивают другие, чтобы его поднять, а один из них высекает над ним огонь, после чего шаман приходит в себя и, как прежде, поет и бьет в бубен. Потом он это прекращает и начинает говорить сам с собой, а затем предсказывать.

Если он камлает у больного, то требует жертвы, которая тотчас и приносится. В жертву приносят теленка, корову, быка или лошадь. Кожу с головой и ногами натягивают на палку и вешают на дерево с отрубленной вершиной в том направлении, куда велит шаман, а мясо съедают. При этом свежие кожи с деревьев часто крадут, и тот, кто принес жертву, если он не находит вора, должен заколоть другое животное и повесить его кожу.

Рубрики: Якуты, Язычество у якутов |