Рубрики


« Представление о загробной жизни у якутов | Главная | Якутский миф о сотворении мира »

Якутские боги и духи

Глава 24. О боге, ангелах, дьяволе, различных духах и разновидностях последних

Бога и небо называют они одним словом — Tangara, или Таnага. Но они разделяют божество на три лица и называют их: Ar-Tojon — самое знатное божество, имеет престол в 9-м небе; Urungai-Tojon— брат первого, имеет жену Kul, Kotun, Suga-Tojon — третий, младший брат. Это триединство объясняется следующим образом: Аr означает большой, всемогущий, высший, прилагательное же «большой» обозначается словом Ulacnar, а слово Аr применяется исключительно только для обозначения божественного.

Tojon — князь, господин, повелитель над многими. Urungai — мудрец, всезнающий, обычно же Urung означает мудрый. Suga — острый. Как указано выше, имеет Ar-Tojon свой престол в 9-м небе, а именно на востоке; все другие от него удалены и имеют особое место для своего пребывания.

Различные места их нахождения, не могут быть представлены никаким другим способом, как только с помощью компаса, потому что они располагаются по его разделению.

С одной стороны Ar-Tojon'a помещается Suga Tojon, с другой — Urungai-Tojon. Другие расположены в следующем порядке: за Urung Tojon'oм находится Komporun-Kotoi, который, по-видимому, рассматривается как архангел; он имеет под своим началом Desugei. Они имеют престол с SO до S. Barilak и его роды, как-то:
Baibajanai, Elipturgen, Kuraatschi, Siuruk, Kuralai-mergen. Каждый якут имеет Barilak'a в своей юрте. Он, по представлению якутов, является ходатаем за них у Tangara'a, чтобы им сопутствовала удача на охоте. Он имеет престол со всем родом от S до SW.

От SW до W имеют свое пребывание Sir Itschite; они неисчислимы, потому что каждое внутреннее озеро, река, гора и дерево имеет своего Itschite, и они разделяются на два класса, как-то: Sir и Ultschi. При этом надо упомянуть что якуты и мамонта относят к Itschite — они называют его Ochso или Uochso.

Якуты, которые живут в области Вилюя, сообщили мне, что они часто видели мамонта живым — у него голова быка, кости, которые называются зубами, представляют собой рога, шкура коричневая.

Говорят, что когда мамонт идет, то движение воздуха такое сильное, что реки вздымаются, течение их усиливается, а шум при этом слышен якобы очень далеко.

После Itschite следуют Agis, Ataktak, Adsjarai, Bёgo и их супруги, они якобы неисчислимы. Они имеют под своей властью семь других ро дов, которые называются Allaragu Abasi, или Kara mekir Dschon. Их престол от W до N, и там в преисподнюю. С севера ON следуют Inak-sit Tangara, их тоже три — отец Tюmadschin Tojon, его жена Mung-Adschin Katun, дочь Kюngnackoi-Kis. Отец имеет под своей властью (покровительствует им) быков, мать — коров, а дочь — телят. При этом следует еще сказание, якобы эти трое находятся на Allas'e,или поверхности, которая вся залита маслом. Дочь якобы богаче, чем родители, иногда очень своенравна, и когда она рассердится, то душит телят.
Поэтому, чтобы удержать ее в хорошем настроении, якуты помещают изображения Inaksit Tangara на куске кожи с тремя лицами, на голове пучки перьев. Эти куски кожи подвешиваются над сосудами для молока.

Usaagni, или Юsagю Abasi,— духи, которые носятся в воздухе; их 8 родов; они называются Tschogur Sюlgilak, имеют главу Ulu Tojon'a, держатся в сторону юга. Ojuna Tangaratan — духи, которые служат шаманам, к ним причисляются и духи самих шаманов во-главе с Вагilак'ом и Tuttarbit Tёrdё'мом.

Us Tёrdё — «кузнечный корень» держится в сторону юга, только несколько ниже, чем Ulu Tojon.

Рубрики: Якуты, Язычество у якутов |