Рубрики


« Изучение коммуникации у дельфинов | Главная | Пчелиная семья »

Таинственные танцы

О танцах пчел написано огромное количество трудов,

но сколько еще не разгадано тайн!

Объект исследования поистине неисчерпаем!
Р. ШОВЕН. От пчелы до гориллы

 

Среди многих удивительных явлений, которые стали известны людям о пчелах за 7 тысяч лет их практического использования и изучения, живое воображение наиболее волнует танец сборщицы взятка. И даже не столько сами движения танцующей пчелы, сколько тайный смысл ритмично повторяющихся фигур танца, совершаемого мохнатой труженицей в глубокой темноте, царящей в улье. Первое научное описание танцев пчел появилось сравнительно поздно - лишь в конце XVIII в., когда зоологам было уже известно немало интимных подробностей о жизни пчелиной общины. А затем через 140 лет, в 1923 г., немолодой уже в то время мюнхенский физиолог Карл фон Фриш высказал предположение, что танцы выполняют роль своеобразного сигнального кода, который без обиняков был назван "языком пчел".

Гипотезу Фриша постигла судьба многих смелых научных дерзаний: сначала - неверие современников, затем - полное и абсолютное признание, и наконец - появление грозного соперника в лице вновь родившейся гипотезы-конкурента. На первых порах мысль о существовании "языка танцев" была встречена скептически и даже с иронией. Недоверию критиков противопоставляются сотни экспериментов, выполненных самим Фришем и быстро растущей армией его учеников и идейных соратников.

К началу 50-х годов в лагере противников гипотезы пчелиного языка остаются считанные скептики. "Язык танцев" становится свершившимся фактом и без оговорок входит практически во все научные и популярные издания, посвященные теме поведения животных.

Способность пчел указывать своим товаркам направление и расстояние до источника пищи становится предметом обсуждения профессиональных лингвистов - тех самых лингвистов, которые были наиболее активными противниками Фриша в период его первых выступлений в 20-30-х годах. Неоднократно упоминавшийся уже Чарлз Хоккет в своей книге "Курс современной лингвистики" приписывает сигнальному коду пчел свойство перемещаемости, в котором отказано "языкам" всех прочих животных: рыб, птиц и даже человекообразных обезьян - гиббонов.

В 1978 г. Карл фон Фриш становится нобелевским лауреатом. Казалось бы, полная и окончательная победа идеи, согласно которой среди всех земных существ лишь люди и пчелы в состоянии передавать себе подобным подробные сведения об удаленных в пространстве и во времени вещах и событиях.

И здесь произошла интересная и не столь уж неожиданная в науке вещь. Все более углубляясь в начатые Фришем исследования поведения пчел, некоторые ученые столкнулись с фактами, не вполне согласующимися с гипотезой "языка танцев". Постепенно сомнения в ее справедливости становились все более серьезными. И вот в конце 60-х годов группа американских ученых из Калифорнийского университета во главе с Адрианом Веннером выступила с развернутой и глубоко аргументированной критикой самих основ "лингвистической гипотезы" Фриша.

Оказалось, что эти исследователи не одиноки в своих сомнениях. По словам крупного специалиста по поведению пчел Н. Г. Лопатиной, идею "языка пчел" категорически отрицают некоторые советские ученые и многие пчеловоды-практики. Не далее как в 1971 г., то есть спустя почти полвека после рождения гипотезы Фриша, Н. Г. Лопатина писала, что вопрос о сигнальной роли танца пчел все еще остается спорным. Дебаты между последователями Фриша и критиками его взглядов не прекращаются и по сию пору.

 

 

 

 

Рубрики: Лингвистика |