Рубрики


« Словарик бурятского языка | Главная | Ответы Линденау »

Собрание исторических сведений о юкагирах

Местожительством юкагиров в старые и новые времена являются берега рр. Колымы, Индигирки, Яны. Первые известия об этом народе, живущем на р. Яне, были получены из Якутска примерно сто лет назад.

Якутам юкагиры стали известны только в новейшее время, а тунгусам и корякам юкагиры были известны всегда, так как они вели обмен с последними, а иногда нападали на них и грабили. Коряки называют юкагиров — Edel (Etel), потому что последние всегда кочуют и живут охотой.

Почему русские называют их юкагирами, я не мог узнать даже после длительных расспросов. Якуты называют юкагиров Tschukan. К приходу русских юкагиры были очень многочисленны, однако с тех пор численность их сильно сократилась, так что сейчас они насчитывают несколько больше 400 человек. Произошло это в результате многочисленных восстаний и болезней.

Хотя юкагиры постоянно кочуют, все же их разделяют по местожительству на индигирских, колымских и анадырских. По внешнему виду они очень похожи на тунгусов, но имеют более красивых женщин.

Юкагиры сильнее, смелее и храбрее, чем их соседи коряки, но также гораздо хитрее, злее и менее надежны, о чем свидетельствуют их постоянные восстания и варварские убийства.

Примерно 30 лет назад они коварно убили свыше 70 человек, лежавших на нартах, из каравана, следовавшего с Камчатки в Якутск. Нападение было совершено во время сильнейшей пурги. Удалось спастись на лыжах только троим, так как во время нападения они находились в стороне и курили.

Юкагиры принесли жертву земле — золу, они рассыпали ее там и сям по земле — в соответствии со своими верованиями по случаю одержанной победы.

В настоящее время многие юкагиры крещены, но все-таки большая их часть остается язычниками. Они имеют шаманов с волшебным бубном, как все североазиатские народы.

Однако их волшебный бубен совершенно особый, встречается только у них одних. Он сделан из кожи шаманов, которую они сдирают после их смерти и натягивают на деревянную основу. С костей соскабливают мясо и кости собирают в скелет, одевают в платье как человека и почитают скелет как божество. Юкагиры помещают такие наряженные кости постоянно наверху (перевод точный.— 3. Т.) в своих юртах, иногда 10—15 штук. Если кто-нибудь подвергает даже незначительному поруганию эти кости, тот вызывает озлобление юкагиров, и они замышляют убийство такого человека.

Во время путешествия и на охоте юкагиры возят эти кости в нартах, причем предназначают им лучшие нарты и лучших своих оленей.
Когда юкагиры собираются предпринять что-то грандиозное, они гадают при помощи этих скелетов — поднимают скелет вверх, и если он кажется им легким, то это обозначает благоприятный исход их предприятия; если же скелет представляется им тяжелым, то они думают, что это плохой признак и отказываются от намеченных предприятий.

Юкагиры утверждают, что в некоторое время эти скелеты легки как пух, а в другое время тяжелы как свинец. В этом они уверяют простодушных русских, которые с удивлением наблюдают за действиями шаманов.
Эти скелеты юкагиры называют стариками, одаривают их лучшими мехами и сажают на постели, покрытые оленьими шкурами, всех в кружок, как живых.

Юкагиры иногда целые ночи напролет наслаждаются звуками бубна. Если они перекочевывают на новое место, то шаман ходит с бубном из одной юрты в другую и камлает или благословляет место, причем его всюду угощают мясом.

Юкагирские женщины чрезвычайно трудолюбивы. Многие из них выглядят очень хорошо. Они влюбчивы, особенно в чужих — в русских купцов и путешественников. Как только эти одаривают их подарками, они готовы на все услуги — становятся их сожительницами, и мужья их против этого не возражают, а подобно корякам и чукчам рассматривают это как особый знак дружбы.

После этого женщины очищаются водой и дымом и совершают это больше для того, чтобы задержать заражение французской болезнью (сифилисом), которая у них процветает и резко прогрессирует.

Юкагиры на Индигирке имеют напиток из рыбьей икры (рыбы чир)—напиток получается пенистый, как молоко. Русским очень нравится этот вкусный и полезный напиток, и они охотно его употребляют.

ПРИМЕЧАНИЯ
1 В первой половине XVII в.
2 В этом утверждении Я. Линденау, очевидно, исходит из
исторических преданий якутов об относительно недавнем их переселении на Лену с юга. Он был первым путе шественником, который обратил внимание на исторические рассказы и предания якутов об их переселении.

3 Этимология,   первое   значение   слова   Edel   (Etel)   неизвестны.

4 Значение этого названия не установлено. Название «юкагиры» русские заимство
вали от якутов, но по происхождению оно, вероятно, тунгусское. Сами себя тундровые
юкагиры называют «одул» и переводят это как «могучий», «сильный». Остальные юка
гиры называют себя по своим родовым терминам.— См.:  Народы    Сибири.— М.— Л.,
1956, с. 886.   Имеются предположения, что слово «юкагир» происходит от эвенского
«йуке»—-«холодный» или «йоке»—-«далекий»   («гир» — «народ»,    «племя»),    то    есть-
«далекое племя или народ холодной страны».— См.:  Юкагиры.: Ист.-этногр. очерк.—-
Новосибирск, 1975, с. 5.

5    По-видимому, Я. Линденау имеет в виду только ясачных плательщиков.

6    Восстание юкагиров произошло в  1715 г.— См.:  Памятники сибирской истории
XVIII в.- СПб., 1885, ч. 2, с. 87—95.

Рубрики: Юкагиры |