Рубрики


« Лечение болезней у тунгусов | Главная | Об их религиозных воззрениях »

Смерть, поминки и загробная жизнь у тунгусов

Когда кому-нибудь в болезни помочь нельзя и он должен умереть, то после его смерти начинается сильный плач и причитания. Если умирает муж, то жена тотчас отрезает себе косу и кладет ее мужу на гроб. Когда же умирает жена, которая честно себя вела с мужем, то муж тоже отрезает от своих волос часть и сует их ей под левую руку, и это делается из любви к ней, потому что он надеется после смерти увидеть ее в другой жизни.

Когда человек умер, душат оленя и его кровью обмазывают покойника, после чего на него надевают лучшую одежду и кладут его на шкуру оленя.
Затем приходит вдова и приносит его лук, стрелы, копье, охотничий нож, котел, огниво и все, что муж при жизни имел при себе,— все это кладут рядом с мертвецом. После этого труп выносят головой вперед из жилища и помещают на лабаз на такой срок, пока не подготовят все для его погребения. Мясо задушенного оленя поедают при плаче и причитаниях.
Когда умирает женщина, с ней вместе кладут ее личные вещи, не оставляя никакого ее лоскутка. Детям, которые умирают одного года и старше,   тоже кладут все вещи, а которые моложе и не имеют никакого имущества, тем после смерти ничего не дается.

Когда выстроен особый помост — Geramcki на четырех столбах на одну сажень от земли, то покойника днем несут и укладывают на нем, а с ним и все его вещи. При этом существует обычай: если покойник мужчина, то его несут мужчины, если это женщина — несут женщины, если ребенок, то несет отец. Когда труп положен, то снова душат оленя и его кровью обмазываются столбы и сам помост несколько раз.

Под помостом разводят огонь, на него наливают жир и сало, от которых помост и мертвец коптятся, что является жертвой умершему. Затем наливают жир в маленький сосуд и ставят мертвецу сбоку. Мясо оленя варят и жарят, а потом поедают тут же, у места погребения.

После угощения закрывают покойника шкурами оленей, а помост сверху забивают досками. Когда это сделано, то каждый идет домой. Всех, какой бы смертью они ни умирали, без исключения кладут на помост и никого не погребают в земле. У них нет специальных мест погребения, а в лесах или где им понравится тунгусы устанавливают помосты, но только они' отыскивают такие места, где помост будет надежно защищен от огня и зверей. Особенно от последних, так как тунгусы утверждают, что если покойника сожрут или разорвут дикие животные, то все сопровождающие покойника умрут такой же смертью.

Через год устраивают поминки — Aktilirauw. Берут кусок гнилого дерева, потому что оно мягкое и его можно резать, и делают из него болвана, который должен изображать умершего. Его одевают и ставят на постель, где спит вдова или вдовец. После этого приходят соседи из других жилищ и приносят с собой самые лучшие кушанья. Тут же душат оленя, отваривают мясо и его со всеми прочими кушаньями предлагают болвану.
После этого приходит шаман с бубном и начинает камлать. Он берет кусок от каждого кушанья и подносит болвану ко рту. Потом опять отнимает и сам это съедает, курит трубку и дует дым на болвана. После этого все начинают есть и поедают все, что припасено.

Поев, шаман опять начинает камлать, а по окончании ему приносят кишку, через которую пролезают все присутствующие. После этого шаман перерезает ее со словами, обращенными к болвану: Asillahujia-tept Oeckelmuntschanra, nowirackel, oeckelnowira Mutschanadi, hutai-ningira. По-русски это означает: «Довольно смотреть друг на друга, довольно, не возвращайся, не порти нашу охоту и не делай никакого вреда своим детям».

Когда шаман это проговорит, то с болвана срывают одежду, один берет его, выносит из жилища и вешает на дерево или бросает от себя, как ничего не стоящую вещь. После этого покойнику больше не устраивают поминального угощения.

Скажем, почему они вообще устраивают покойнику такое поминальное угощение. Дело в том, Что, по их мнению, после смерти мужчины и женщины причисляются к дьяволам и находятся среди них. Пока же душа с помощью такого Поминального угощения шаманом не выгоняется в преисподнюю, она (душа) представляет собой привидение и имеет свойство приносить им зло, страдания, болезни, мешает их охоте и так далее.

Поэтому, когда тунгусы приносят умершим жертву или устраивают поминки, они стараются этим навечно изгнать от себя души умерших. Все усилия шамана направлены у них на то, чтобы устроить как можно лучше поминки.

Если умирает неженатый человек, то ему не устраивают поминок, потому что он не попадает к дьяволам, а его душа якобы потом возвращается и вселяется в новорожденных, как это считают и ламуты.

Когда в семье кто-то умер, жилище строят заново и на другом месте, чтобы дьяволы не сократили и их жизнь, как этого умершего. Если даже они, как некоторые говорят, и не имеют этого страха, то они все же берегут себя от причины смерти, от которой умер человек. Если кто вел тихую и набожную жизнь, то они говорят — пришел его час умирать. Куда же поступает душа такого человека, которую они, так же как и тень человека, называют Aeriroep или Anian, об этом тунгусы ничего не знают.

После смерти душа злого человека идет в темное место, и из нее получается дьявол. Шаманы тоже сообщают тунгусам об этом, говоря, что умершие находятся в темном месте и соединяются там опять со своими женами и детьми, и, как на земле, у них там животные, птицы, рыбы и охота такая же, как на земле. Их траур состоит в том, что они не заплетают волосы, а оставляют свободными, одежду и  постель покойника выбрасывают.

Тунгусы, при всем их трудном образе жизни, доживают до 70—80, а некоторые и до 100 лет. В 50—60 лет они седеют. Они много ходят и легки на подъем и перестают ходить только тогда, когда их оставляют силы или у них туманится рассудок.

Рубрики: Тунгусы |