Рубрики


« Первые жители Африки - бушмены и готтентоты | Главная | Земледельческие племена Африки »

Скотоводческие племена Африки

Скотоводческие племена в большинстве своем тоже кочевые, но отношения человека и природы в их восприятии более свободны и многогранны: их мышление не ограничено лишь миром диких зверей - наблюдая за жизнью домашних животных, они глубже постигают жизненные закономерности и связи. У них существует культ домашних животных, запрещается есть мясо некоторых видов или даже отдельных животных. Основной пищей им служит мясо, молоко и кровь, которую они берут у живых домашних животных.

Типичными скотоводами-кочевниками являются масайя. Главному вождю - олойвони - приписывается магическая сила и способность предсказывать. В его руках сосредоточена вся власть, как светская, так и религиозная, без его участия не происходит самое большое событие в жизни масайя - торжественная церемония посвящения юношей.

По поверьям масаев право на вечную жизнь имеют лишь избранные, простых смертных после смерти относят в отдаленные места, где их попросту оставляют на съедение диким животным. Тела вождей, знахарей и других высокопоставленных особ заворачивают в коровью шкуру и кладут в каменную могилу, на которую каждый идущий мимо в знак уважения должен положить камень.

У народа гереро, живущего в Западной Африке, вся власть также сосредоточена в руках вождя, обычно им бывает представитель самого богатого рода. Он одновременно является и правителем и главным духовным лицом; считается, что в него переселяется дух предков. Он руководит общественной деятельностью, вершит суд, отправляет религиозные обряды.

Символом его жизни является священный огонь, который постоянно горит в его хижине и не должен гаснуть: за этим следят старшие дочери вождя. Когда гереро собираются для решения важных дел, они зажигают костер от этого священного огня. Если случается, что огонь гаснет и нужно зажечь новый, разжигает его исключительно вождь. Он делает это с помощью особого приспособления из двух веток священного куста омувану, одна является символом женщины, другая - мужчины. Новый огонь торжественно зажигается и после смерти вождя.

Деятельность людей, обладающих „магической силой", у скотоводческих племен более ограничена, чем у племен, занимающихся охотой, и направлена прежде всего на охрану скота. У нуэро, живущих по течению Нила, есть даже особый вещун, который занимается лечением домашнего скота.

По всей Африке распространено гадание на внутренностях животных, что связано с поверьем, что заклинанием можно вселить злой дух в животное, и даже вызвать гибель целого стада.

Главное в жизни скотовода - дожди, поэтому основная обязанность богов - вовремя посылать его на землю. Большим уважением окружены заклинатели и колдуны, которым удается выпросить у богов дождь. Обряды, связанные с просьбой ниспослать дождь, нашли распространение по всей Африке. Колдун племени ставит на самом солнцепеке большой глиняный сосуд, кладет в него черный камень величиной с кулак и начинает поливать его водой. Если он это делает умело, то вода разбрызгивается во все стороны, а это означает, что скоро пойдет дождь. Затем колдун режет над сосудом черную козу, посыпает ее кровь колдовскими травами, обмакивает в нее пучок травы и сдувает кровь к небу, как бы посылая свою просьбу богу дождя.

Рубрики: Африка, Население Африки |