Рубрики


« Ширвани в Бадахшане | Главная | Ширвани в Аравии »

Ширвани в Средней Азии

Из Яркенда путь Ширвани лежал на северо-запад в Янгишар, затем в город Кашгар и далее через перевал Торугарт (3752 м) еще дальше на север, а потом на запад в Джалал-Абад и Ферганскую долину. После путешествия по городам Ферганской долины, включая Андижан, Наманган и Коканд, Ширвани через Кураминский хребет попадает в долину реки Ахангаран и оттуда через города Ангрен, Ахангаран и Тойтепа — в Ташкент.

Приведем несколько высказываний Г. 3. Ширвани о Туране и некоторых его древних городах. «Туран — известная страна. С юга она ограничена горами Тахарстан и Читрал, с севера городами Хорезма и Кипчагскими степями  (Даште Кипчак), с запада Хорасаном и Джурджаном, с востока Монголией».

Затем Ширвани объясняет происхождение слова «Туран». Он пишет: «Персы в древние времена его называли Бехистаном. Фиридун-шах, как добрался до этой земли, назвал ее Тураном (сына Фиридун-шаха звали Тур). Арабы после завоевания земель, находящихся к Востоку от реки Джейхун, называли эти места Мавераннахр.

Туранская страна находится в пятом и четвертом климатах. Здесь больше гор, чем низменностей и равнин.

По словам Ширвани, Туран — холодная страна. На самом деле климат Турана континентальный: зима холодная, суровая, лето жаркое. Поэтому можно предположить, что Ширвани здесь был с конца осени и до первого месяца весны. Путешественник отмечает, что в Туране проживает много народностей: узбеки, туркмены, монголы, таджики и другие.

Касаясь вероисповедания туранцев, 3. Ширвани пишет: «Туранцы до арабского завоевания были идолопоклонниками и огнепоклонниками. Арабы завоевали эту страну через 54 года после хиджры [673—674 гг.]... Теперь основное население—мусульмане. В горах проживают исмаилиты... в городе есть и христиане. К чужеземцам и путешественникам относятся с уважением».

Говоря о хозяйстве Турана, Г. 3. Ширвани замечает: «Во многих городах Турана растут холодостойкие фрукты. Много винограда, арбузов и дынь. Страна богата пшеницей, ячменем и другими зерновыми культурами, они стоят дешево. Рек больше, чем источников и кяризов».

Вернемся к описанию городов. Сначала о Ташкенте. «Ташкент веселый, радостный, благоустроенный город, относится к пятому климату. Здания здесь красивые, климат и вода хорошие, земли плодородные. Сады и огороды радуют сердце, фрукты вкусные. Зерна много. Город построен на скалистой местности, поэтому называется Ташкент [«каменный город»]. Фегир [3. Ширвани] в Ташкенте, однако, остановился ненадолго. По этой причине мое перо не смогло описать всесторонне и подробно эту местность».

Из Ташкента Зейналабдин держит путь в Самарканд. В районе Чиназа при помощи парома он переправляется с правого берега Сырдарьи на левый. Далее через Хавас, Джизак выходит к Самарканду.

«Самарканд приносит сердцу гордость, радость и веселье,— пишет Ширвани, — климат и вода здесь приятные, земли плодородные. В нем около 10 тысяч красивых домов. Сады и огороды по красоте можно сравнить только с раем. Относится к пятому климату.
Население состоит из узбеков, таджиков и тюрков. К иностранцам относятся с вниманием и человечно». Далее Ширвани записал: «Самарканд во время династий Тимура был очень благоустроенным городом. Однако в дальнейшем по различным причинам начал отставать, и теперь в течение многих лет столицей Турана стала Бухара. Расстояние между Самаркандом и Бухарой пять мензилов... Самарканд— один из красивейших городов Турана и Мавераннахра» .

Знаменитый астроном Улугбек (1394—1449 гг.), поэт с мировым именем Алишер Навои и Джами происходят из Самарканда.

Зейналабдин о Бухаре дает пространную информацию: «Бухара известный и признанный мусульманский город. Означает — дом науки. В Туране — самый большой город. Относится к пятому климату. Зима холодная, а лето жаркое. Расположен на равнине. Насчитывает 50 тысяч благоустроенных домов. Много красивых зданий. Население — мусульмане, есть и евреи. Разговаривают на тюркском и персидском языках.

Зерновые культуры дешевы. Фруктов — изобилие. На базарах много хлеба. Любят пить чай. Плотность населения большая. Полно приезжих, иностранцев уважают. Действуют 300 медресе. Население грамотное. Имеется помещение [такя] для ночлега бедняков. В этом краю много драгоценных камней. Фегир [Ширвани] их видел только мимоходом. Поэтому этот вопрос не затрагивает. Бухара была столицей Турана. Великие владыки избрали ее своей столицей. Сначала была столицей династии Сасанидов...».

Путешественник дает интересные сведения о Кипчакских степях и кипчаках, которые проживают у северных границ Турана. Он пишет: «Кипчак [Ширвани пишет: Гобчаг] — знаменитые степи, известны своим холодным климатом. Степь по длине и ширине занимает 300 фарсахов».

Далее он отмечает, что население Кипчакских степей кочевое, занимается животноводством. Степь входит в пределы шестого и седьмого климатов. Население состоит из монголов, калмыков, казахов и кипчаков, которые делятся на многочисленные роды. Часть из них — мусульмане, часть — огнепоклонники, часть  поклоняется   солнцу,   часть — звезде  Муштари (Юпитер), часть — буддисты, есть также и христиане.

Далее он отмечает: «Их лица светлые и круглые, безбородые. Женщины более красивые. Есть среди них высокие и светловолосые, приятной внешности. Язык в основном тюркский, говорящих на уйгурском и монгольском языках мало. Есть и разговаривающие на других языках».

Ширвани приводит сведения о Хиве, Ашхабаде (Ширвани пишет: Эшгабад) и других городах, входящих в Туран. Зейналабдин Ширвани был и в Теджене. И оттуда направился в Мешхед.

Рубрики: Географы, Ширвани |