Рубрики


« Об их религиозных воззрениях | Главная | Примечания »

Шаманы у тунгусов

О шаманах, шаманстве, традиции последних и об их происхождении.

Шаманы, говорят тунгусы, были с начала мира, а шаманство унаследовали от своих родителей. Те, которые рождены в рубашке, становятся шаманами, причем те, кто полностью находился в рубашке,  становятся большими шаманами, те же, которые не полностью,— совсем маленькими шаманами или шаманками. Если отец или мать шаман, то после их смерти шаманом становится сын или дочь или кто-нибудь из их рода, кого выберут духи. Мучения, которые выпадают на долю такому становящемуся шаману, ни на волос не лучше, чем у коряков и якутов.

Каждый род имеет своего шамана и своего князца — Diang-in. Эту должность может занимать тот, кто может быть самым высшим, лучше проявлять свое достоинство среди других и пользоваться высокими преимуществами. Шаманы бывают различные, некоторые имеют дар предсказывать будущее; другие — помогать больным. Есть еще такие, которые портят людей. Но какие бы функции они ни выполняли, все сводится к тому, что они общаются с дьяволами, хотя сначала и призывают бога — Sewuki. Жертвы приносят им обоим.

Одежда шамана — Samaseck-—это длинный кафтан со многими к нему подвешенными ремешками, железками, звоночками, бубенчиками и бисером, сделанный по образцу шаманской одежды якутов. К такой одежде каждый добавляет свое. Эта одежда всегда изготовляется женщинами и девушками. К одежде шамана принадлежит еще нагрудник —
Noeieken, так же длинный и с ремешками. Шлем шамана — Igoen сделан из железа, с рогами, а под ним носят они получепчик — Tschorat,
с которого свисают полоски из беличьих хвостов. Бубен — Untu овально-круглый, как у ламутов, окрашен краской. К нему имеется чехол — Ungtuwun.
Волшебный жезл — Giosun, или Kolo, такой же, как у якутов, коряков и ламутов.

Когда шаман одет в свою одежду, с жезлом и бубном, он садится против огня и несколько раз начинает что-то бормотать. Затем он очень слабо ударяет в бубен, через некоторое время начинает тихо петь, причём, когда поет, тихо ударяет в бубен, а когда наступает пауза в пении — в бубен бьет сильнее. Он поет: Sewuki minniuw, Ungniw, Oew-gicki, ninalde, ohil, auhtilre; по-русски: «Бог, мой хозяин, приблизься ко мне, мой дьявол с твоим беседует, позови других дьяволов» —пауза; Diangru, diuckamo, uweng-ung, ahiw Koltarkitschang, auimu, oewgiki, tutmalda  hunticki, hongangdildum; по-русски: «Вы, десять хижин, моя серебряная жена, моя мать, придите ко мне — я вам хочу жаловаться» — пауза; Oedgi, ehdidacko, niamatschang, den-ing-o-o, Diangritschang, bujing-o, illangritsciiang, Utschickang-o, Oewgicki,  miung, alore, ung, -Uni, oehteran; по-русски: «Я зову вас, вы, мои птицы, летите ко мне, мои десять животных гоните сюда, и мои три медведя приведите сюда, потоку что хозяин велит их привести» — пауза; Buga Ischan, Ammu, Oew-s'cki  oemli, oeddutauli, ullanggas,   bodackun:   по-русски:   «Мой лесной отец, приди сюда и садись, мы принесем тебе жертву» —пауза; Majelbi, ung-ali, attudatel, mindu; по-русски: «И вели твоим дьяволам мне тоже служить».

При этом шаман качает головой и кричит — Ogurli min-nu - «поднимите меня». Когда другие его поднимут, то говорит он дальше: Oeddi oewidacko Suda owilre; по-русски: «Я и вы хотим играть перед дьяволами»; Gognigite Urckar Eingmur errickiuw Oeddu Omuug-as ur-kudur taung-as; по-русски: «Слушайте все, дети, позовите сюда мать лягушки и посадите ее возле двери».

После этого шаман начинает говорить с духами совсем другим языком и отсылает их, а когда они удалятся, то начинает он со всеми, кто находится в жилище, петь песнь Lacey, Lacey, на что другие отвечают ему Lacey на каждое слово три раза при последующем пении Dialriida Terra.

Текст песни: Deidon Kadaratschan Oida. don ogirlil da Dolbutschandun. Iennemu, ihilra niangindur Ioltangdur. Amandur. Kujades tomtondur. Utudun Kujades. Ajit Kujalie min, diawodo orolil min, nu; по-русски: «Пойте вместе, поднимитесь ввысь, выше, чем все горы, смотрите днем и ночью, смотрите в воду и озера, на небо, на солнце, на многие звезды, смотрите точно, точно за мной, вы, мои олени, приходите и смотрите тоже».

Когда шаман это с другими пропоет, то дьяволы якобы вновь в него возвращаются и он впадает в бешенство и падает в обморок. Другие тотчас приводят его в себя, после чего он говорит им, кто просил его камлать, что ему сообщили дьяволы.

О лечении больных с помощью шамана было сказано выше.
На этом я заканчиваю описание этого народа и прошу читателей принять во внимание, что у меня нередко не хватало времени, места и необходимых условий, простить недочеты и их исправить.

Рубрики: Тунгусы |