Рубрики


« Болезни и похороны у коряков | Главная | Охота у коряков »

Шаманы у коряков

О шаманах, их действиях и традициях.
Если отец шаман, а мать — повивальная бабка и колдунья, то дети наследуют их чудесные свойства. Прежде чем стать шаманом или колдуньей, человек должен сначала научиться искусству бить в волшебный бубен, упражнение их в этом происходит ночью без огня и света. Они утверждают, что тогда через вход в юрту к ним приходят маленькие человечки, среди которых находятся также духи умерших родителей. Я имел случай видеть такого вновь формирующегося шамана как у ламутов, так и у коряков. Можно сказать одним словом, что смотреть на это страшно.

Я не знаю, возможно ли притворство при выполнении столь мучительных приемов, потому что при этом человек распухает, бьет руками и ногами, закатывает глаза, изо рта брызжет кровь, а крики, при этом издаваемые, невыносимы. Впечатление ужаснее, чем от припадков эпилептика. Конечно, можно было бы удивляться, если бы все эти действия продолжались полчаса или час и тут можно было бы предполагать притворство, но такое неистовство продолжается свыше трех часов, а то и четыре часа, причем ежедневно; когда оно прекращается, то бесноватый после этого поет и приобретает свой естественный вид и не имеет никаких ощущений, как будто бы ничего и не было.

Будучи свидетелем такого беснования, я спрашивал этих будущих Шаманов, почему они так беснуются, не болит ли у них после стольких Ударов тело? На это я получил ответ, что сами не знают, что бесновались, а только беседовали со своими родителями и с маленькими человечками.

Пожилые шаманы утверждают, что их часто мучают дьяволы;
происходит это тогда, когда они своим волшебным бубном скликают к себе дьяволов, но не оказывают им должного уважения или недостаточно усердно приносят им жертвы. Другие же говорят, что дьяволы ведут между собой войну и если на войне их прогоняют, а их собственный шаман в это время их призывает, то они с досады давят его и душат.

Затем дьяволы якобы покидают иногда своего шамана и переходят к другому, а бывшего своего хозяина мучают, пока он не умрет; сильные шаманы насылают на других людей муки, и между ними царит постоянная зависть, так что если сойдутся два шамана, то более слабый никогда не осмелится камлать в присутствии более сильного.

Волшебный бубен — Joejoe похож на ламутский бубен; он овально-круглый, обтяжка — Joejoeinalgu сделана из китовой перепонки — понты (из оболочки печени кита). Через края крест-накрест протянут ремень, называемый Joejoeiln, за него шаман держит бубен.

На внутренней стороне вверху имеются два железных полукольца, на них висят мелкие бляшки, кости, железные побрякушки, так что, когда шаман бьет в бубен, они двигаются и ударяются о бубен; называются они Ka-a-atscho, тут же привязан и пучок травы Lautejel. На наружной стороне обтяжки изображены: солнце с рогами, руками и ногами, орел,. луна, кит на лине, байдара, в которой стоят два коряка, один сзади на руле с веслом, а другой спереди с гарпуном — Autakla. Это все намалевано красной краской.

Волшебная колотушка для бубна сделана из китового уса в 1/2 аршина длины и обтянута собачьим мехом; называют ее Joeikkupplan; камлают корякские шаманы все сидя, большей частью обнаженные, у лестницы — Gigigi.

Еще имеют они кумирную дощечку — Kalita, или Tёlitё, но само слово значит — праздничная доска, или доска радости; она имеет 1/2 аршина в длину, 1/4 аршина в ширину и два дюйма толщины; в середине имеется четырехугольное отверстие, через которое вдвойне пропущен ремень и закреплен клином: на ремне подвешены их идолы: Itschuwut — в образе женщины и Kamakil — в образе мужчины.

Оба сделаны из дерева; женщина с рогами, а мужчина в образе обыкновенного человека, оба окрашены в красный цвет, кроме этих двух тут же подвешен вырезанный из дерева медведь с длинным свинцовым хвостом, перекинутым через спину. Такого медведя они называют Kien-e-Kamakil. Далее на кумирной дощечке висит немного травы Lautejel, ее будто бы оставил им. Kutkinachu. Этой дощечкой они в новолунье месяцев Tuddjoen и Zeipajoel трещат над огнем перед отправлением на промысел. Эти два праздничных дня называются Ielkattaul.

Некоторые шаманы, наевшись мухомора — Wapach, начинают предсказывать будущее. Другие же едят его потому, что они от этого пьянеют.
Мухомор у коряков — угощение богачей, бедные же довольствуются мочой последних; когда такой опьяневший от мухомора мочится, то к нему сбегаются многие и, выпив его мочи, пьянеют еще больше, чем сам наевшийся мухоморов.

Эти грибы собирают летом и сушат; перед едой гриб свертывают, макают в жир и проглатывают целиком. Но каждый гриб полагается заесть полной ложкой порсы. Зараз можно съесть 5—7, даже 9 грибов, но непременно натощак.

Наевшемуся мухоморов связывают руки и ноги, чтобы он не бесновался. На следующий день, когда он проспится, его развязывают. Связывают также и тех, кто после него напились мочи. Когда Gitoepitschan'ы посещают друг друга, то они обычно угощаются сами и угощают своих гостей мухомором.

Рубрики: Коряки |