Рубрики


« Буряты | Главная | Жилища бурят »

Шаманство у бурятов

Г л а в а 4.   О шаманских и фигурных камнях
Шаманских камней у бурят имеется четыре: один ниже села Качег, называется Ajeghu-Tscholon, или Nojun-Tscholon; второй — выше р. Ту-туры на р. Лене называется Adsiarai, или Adscharai; третий поблизости от острова Ольхон, а четвертый у верхнего истока р. Ангары, где она вытекает из Далая. Оба эти камня называются Nojun Tscholon.

У этих камней две спорящие стороны приносят клятву — Аmо-dotschuk. ТОТ, который должен принести клятву, раздевается догола и говорит следующие слова: Chuludschюdei Ugei hi nugulini Kudular guddscherhen Kundu Kurgochara Sagagini Ilgadschi bai b, а в переводе Линденау: «не крадивал, не едал, а быть на том греху, кто на меня напрасно клепал, а кто из нас виноват, то ты разбери».

Когда он это произнесет, его обвязывали веревкой вокруг туловища и спускали с вершины камня вниз. Когда он достигал половины камня, он должен был 13 раз обнять камень. После того, как он это сделает, его поднимают наверх и спорящие расходятся. Согласно обычаю, после возвращения от камня приносят в жертву овцу, а шкуру ее развешивают на березе, головой кверху. При этом надо отметить, что каждый камень получает овцу особой масти. Камень Ajechu Tscholon—белую; камень Adsiarai — черную, тот, который находится на Ольхоне,— коричнево-пеструю, а тот, который у истока Ангары,— черно-пеструю овцу или жеребенка.

Кроме жертвоприношений при клятвах у них еще бывают жертвоприношения осенью и весной. Происходит это на особых равнинах или на горе. При таком жертвоприношении они произносят слова: Tailga orulaneng bidda, а в переводе Линденау: «в честь тебя приносим».

Камни, на которых высечены фигуры (писанцы.— 3. Т.), можно встретить от села Качег до р. Тутуры. Эти фигуры изображают только лошадей, людей, луки и т. д. Можно предположить, что они не что иное, как прежние символы якутов, так как никакой другой народ, который жил в этих местах до бурят, не имел другого скота, кроме овец.

Я сам во время моего дальнейшего путешествия видел, что у якутов еще сохранился этот обычай. Так, если какая-нибудь групца якутов разделится и разойдется в разные стороны, а потом часть ее снова вернется назад, то вернувшиеся имеют обыкновение вырезать на деревьях столько фигур, сколько вернулось людей, причем все фигуры стоят вертикально, а если из вернувшейся группы кто-либо умер, то его вырезают в лежачем положении.

Якутский взвоз — это проложенная дорога, которую сделали якуты до того времени, пока они не были отсюда изгнаны. Взвоз называют они Kobёliur.

Рубрики: Буряты |