Рубрики


« Шаманы у тунгусов | Главная | Словарь тунгусского языка »

Примечания

1.     В 1955 г. Б. О. Долгих писал, что датой основания Удского острога можно счи
тать 1679 г.— См.: Краткие сообщения Института   этнографии,    1955,   вып. 24, с. 34.
Несколько позже В. А. Туголуков на основе   архивных   материалов    установил,   что
в 1679 г. казаки только «проникли на нову Удь реку», а острожек был поставлен дву
мя годами позже.— См.: Туголуков В. А. Эвенки охотского побережья. Автореферат.—
М., 1958, с. 7. В другом месте Туголуков прямо утверждает, что Удский острог был
построен в 1682 г.— См.: Советская этнография, 1956, № 3, с. 142.
2 .   Река Маймакан Якутской области; левый приток р. Май.— См.:    Атлас   СССР,
1969.
3.    Река Тугур Приморской области образуется от слияния двух быстрых   горных
потоков: Ассьен, вытекающего из Буреинского хребта, и Конут,    берущего   начало    из Охотских прибрежных гор. Оба потока текут на юг и соединяются при урочище Бурукан.— См.: Семенов П. П. Географо-статистический словарь    Российской   империи.—
СПб, 1885', т. 5, с. 235.
4.    Здесь у Линденау наблюдается путаница событий, так как острог на р. Тугур
был построен значительно позже похода Василия Пояркова. Г. Ф. Миллер сообщает,
что в «1653 г. казаком Иваном Нагибой поставлено ясашное зимовье при устье р. Тугура».— См.: Миллер Г. Ф. История о странах, при р. Амуре лежащих.— Ежемесячные сочинения... 1757, июль, с. 5. Об этом же сообщает И. Э. Фишер в "Сибирской истории"
(1774, с. 380).

5.    Утверждение Линденау, что Удский острог был построен Василием Поярковым,
,сточниками не подтверждается. Действительно в 1643 г. письменный голова Василий
.Поярков с командою в 130 человек, большей частью состоящей из промышленников, был послан по Алдану на Амур. Достигнув устья Алдана, Поярков плыл вверх по ре-ке и в четыре недели дошел до устья р. Учура, плыл по ней десять дней, достиг другой реки — Гономы, на которой зимовал. Потом через волок перешел на р. Брянду, впадающую в Зею. Потом следовал вниз по Зее. В три недели пришел Поярков к устью р. Шингала, или Шунгала. В этом месте, по его утверждению, р. Шилка впала в Шунгал, а этот в Амур. Зимовал Поярков в устье Амура среди гиляков. Отсюда прошел морем к устью р. Ульи, где уже в1639 г. томскими казаками во главе с атаманом Дмитрием Копыловым, посланным из Томска на Алдан, было поставлено зимовье. Здесь Поярков провел третью зиму, оставил часть своей команды, а сам с другой частью возвратился в Якутск в 1646 г.— См.: Миллер Г. Ф. Указ. работа.— Там же, с. 7, 11; Фишер И. Э. Указ. работа, с. 572—574.
6.    Приказ относился к обследованию Шантарских островов, так как правительст
во имело намерение завести торговлю с Японией.

Шантарские острова расположены при зходе в Тугурский залив Охотского моря и были открыты в середине XVII в. Василием Поярковым, но правительство тогда не обратило на это внимания. В начале XVIII в., в 1712 г., из Удского острога был снаряжен отряд казаков для осмотра этих островов; казаки там зимовали, занимались пушным промыслом. После этого первого знакомства с островами туда неоднократно ходили партии охотников.
В 1718 г. на Шантарские острова был послан сын боярский Прокопий Филькеев с присланными к нему матросами. Филькеев, услышав на море от матросов, что они вопреки указу хотели зимовать на большом Шантаре и плыть до Курильской гряды, отказался от этого предложения и с двумя казаками сошел на берег у Тугура, а матросы исполнили свое намерение — поехали на о. Шантар, прожили там зиму, наловили соболей, но по неосторожности устроили пожар, истребивший на острове лес и зверей, подплыли к берегу между Тугуром и Амуром, и многие из них были убиты гиляками.— См.: Миллер Г. Ф. Описание морских путешествий по Ледовитому и Восточному морю, с Российской стороны учиненных — Сочинения и переводы..., 1758, апрель, с. 330—331; Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири.—СПб., 1886, с. 242—243.
7.    Мамга — бухта и гавань в Охотском море,    на    западной    стороне    Тугурского
залива.—См.: Семенов И. И. Указ. работа, т. 3, с. 163.
8.    В печатных источниках никаких сведений об этом нет.
9.    Вероятно, оз. Эворон в бассейне нижнего Амура в Хабаровском крае.— См. Ат
лас СССР, 1969.
10.    Саламат — мучная кашица пожиже размазни, ее варят из всякой    муки,   едят
с солью и маслом.—См.: Даль В. И. Толковый словарь...—М., 1955, т. 4, с. 130.
11.    Вероятно, что китайскими тунгусами Линденау называет теперешних негидаль-
Цев. Это подтверждается его же сведениями, что удские тунгусы называли китайских
тунгусов Nagidal, или «на низу», то есть живущие в стороне. По современным источ
никам известно, что амгуньские негидальцы    назывались низовскими.— См.:    Народы Сибири.—М—Л.,   1956,   с.   776.
12.    Река Тором впадает в Удскую губу.—См. Атлас СССР, 1969.
13.    Качемаз — провесная или вяленая рыба осенней    заготовки,    не    столь    сухая,
как юкола.— См.: Даль В. И. Указ. работа, т. 2, с. 99.
14.    Тунгусские лыжи — суксилли с подклеенным камусом, применяются для глубо
кого снега. Они представляют собой тонкие, длиной в человеческий рост и шириной
в две пяди еловые доски, выгнутые в верхней части, с острыми, загнутыми вверх кон
цами. Место для ступней подклеено берестой и снабжено ремнем для ноги.—См.: Народы Сибири — М.—Л, 1956, с. 709.
15.    Кулема — ловушка на мелких зверьков. В Сибири это дворик из кольев, с во
ротцами, в которых насторожен журавец, очеп ставится слопец, плошка, кляпцы.—См.: Даль В. И. Указ. работа, т. 2, с. 216.
16.    Вероятно, имеется в виду кишка — лазейка, так называемый  солипкан.— См.:
Василевич Г. М. Эвенки,—Л., 1969, с. 247.

Рубрики: Тунгусы |