Рубрики


« Жертвоприношения у якутов | Главная | Якутские боги и духи »

Представление о загробной жизни у якутов

Глава 23. О захоронении мертвых, местах захоронения и состоянии душ после смерти

Если якут умирает зимой, то тело его заворачивают и оставляют лежать в юрте там, где он умер, ;а другие уходят прочь. Весной же, после Isёch'a, родственники собираются и укладывают труп в выдолбленный из дерева гроб (колоду) — Kortschak — с лучшими зимними и летними одеждами покойного. Обычно тойонов хоронят около их предков, другие же еще при жизни подыскивают себе место, где они хотели бы быть похоронены.

Когда тело уложено в гроб, подвозят сани, которые тянет бык, и на них устанавливают гроб. За гробом идут родственники с вещами покойного, причем двух или трех лошадей с лучшими верховыми принадлежностями ведут к могиле.

При этой процедуре бывает много плача и стенаний. Когда же подходят к могиле — Ijasir, то погружают в нее гроб (так, чтобы ноги покойника были на восток), а рядом с ним кладут его вещи — лук, стрелы, ножи и так далее, каждую из которых немного надламывают для того, чтобы покойник не взял счастье полностью с собой, или они хотят этим выразить мысль, что мертвец не нуждается в целых вещах.

Лошадь, которую бьют до тех пор, пока она не сдохнет, тоже бросают в могилу со всеми принадлежностями для верховой езды.
Других же лошадей, тоже убитых, зарывают в землю, но несколько дальше от могилы. Могилу покрывают корой и забрасывают землей.

На углах же втыкают шесты, на которые насаживают сделанных из дерева птиц. Их называют Оlю Sora Turaga, и они якобы должны сопровождать душу покойника. Когда это все сделано, закалывают еще несколько кобыл следующим образом: им связывают ноги, валят на землю, вспарывают брюхо и вырывают сердце. Кожу сдирают и тоже вешают на деревья. Мясо же съедают в вареном или жареном виде.

После этого все идут домой. Когда пройдет неделя, снова собираются все, кто был на похоронах. Опять на место погребения приводят несколько кобыл. Над могилой делают навес, кобыл закалывают и, как раньше, мясо съедают. Сколько лошадей зарыли с покойником в землю, столько вырезанных шестов устанавливают с одной стороны могилы, а с другой ставят столько шестов, скольких лошадей съели на похоронах. Так происходит захоронение у богатых.

Когда погребают шаманов, также производят все вышеописанные церемонии. Но шамана не зарывают в землю, а укладывают на помост такого же вида, как у тунгусов Geramki. У якутов он называется Аran-gas. Кроме одежды шамана, которую кладут рядом с ним, бубен и специальную одежду для камлания — Kюrerson вешают на шесте над помостом. Таким же образом хоронят и шаманок.

Те, которые небогаты, оставляют покойника в юрте, выносят все свое имущество оттуда, поджигают юрту и уходят. Те же, которые вооб-Ще никакого имущества не имеют, оставляют лежать покойников там, где они умерли. Таких довольно много на дорогах, на улице и в лесу.

Если в какой-нибудь семье кто-то умер, то, пока покойника не осветит молодой месяц (пока не будет новолунья), родственников ни к кому не впускают, потому что они считаются нечистыми. Это называется Kordak Kisi. У богатых, когда якуты еще не находились под властью Русских, был обычай: когда умирал тойон, его лучший и самый верный слуга в праздничных одеждах должен был ложиться живым в могилу к своему господину и быть погребенным. За женщинами же должна была следовать девушка.

У богатых якутов есть также обычай через год после смерти близких устраивать поминки. Все родственники опять сходятся и едут верхом к могиле. Не сходя с лошадей, они три раза объезжают вокруг могилы против солнца. Затем слезают, закалывают несколько кобыл, которых они тут же и съедают. Головы их и кости вешают на дерево. Эти поминки они называют Ungogun orgidjackpit. Езда верхом против солнца бывает у них только в этом случае.

О состоянии душ после смерти якуты говорят, что они проходят в одно место — Оlю Sira Oldaida, шаманы и шаманки — в царство Tuttarbit Tёrdё. Духи шаманов после смерти последних якобы часто приходят к живым и причиняют им различные неприятности. Но чтобы это отвратить, призывается шаман, который духов прогоняет.

Он вырезает из дерева маленького болванчика, одевает его в лоскуточки, засовывает в маленький Tujag и вешает в юрте на почетном месте. Они думают, что этой воображаемой почестью, которую они якобы оказывают умершему шаману, они изгнали духов. Такой болванчик называется Ojun ona или Udagan ёra.

Далее якуты утверждают, что те, которые в этой жизни были богаты и всего имели вдоволь, будут иметь то же самое и после смерти. Те же, которые бедны и влачат жалкое существование, и в будущей жизни ни на что лучшее надеяться не могут.

Ни о каком воскресении мертвых и соединении душ с телом они ничего не хотят знать, говоря, что, кто раз умер, никогда не воскреснет.

Рубрики: Якуты, Язычество у якутов |