Рубрики


« Заключение | Главная | Экспедиция Биллингса-Сарычева »

Послесловие

Книга Е. Н. Панова посвящена интереснейшим вопросам современного естествознания - проблемам коммуникации животных и становления языка человека. Автор справедливо считает, что понять до конца, что есть язык человека, можно только в сопоставлении его с "языком" животных, а оценить основополагающие свойства ч характерные особенности "языков" животных можно лишь обладая определенными представлениями о сущности человеческого языка.

Известные в настоящее время сведения из области коммуникаций животных и по основным проблемам структуры и функции языка человека последовательно, достаточно подробно и вместе с тем популярно изложены в книге Е. Панова.

Говоря о структуре языка человека, автор не останавливается на описании статичной картины, а рассматривает развитие языка и речи в процессе эволюции человека. С этой целью в книге дан краткий, но весьма квалифицированный очерк происхождения человека. Для того чтобы рассматривать вопросы формирования языка и речи, уровня общественных отношений и развития мышления, необходимо привлекать не только данные по развитию головного мозга ископаемых предков человека, но также и сведения, позволяющие оценить степень развития духовной и материальной культуры.

В книге изложены существующие предположения о появлении языка в сообществах древних людей, а также тесно связанные с этим вопросы взаимовлияния языка и мышления, языка и целенаправленной деятельности разной сложности. Убедительно показано, что полное понимание хода этого процесса возможно лишь при глубоком понимании биологических основ процессов мышления и коммуникации. В книге дается интересный анализ поведения животных в аспекте формирования его целенаправленности. Сравнивая внешние проявления и физиологические механизмы разных типов поведения - инстинктов, обучения и элементарной рассудочной деятельности, автор приходит к выводу, что для существования сложной рассудочной деятельности необходим язык.

Большой интерес представляет изложение работы американского антрополога и лингвиста Ф. Либермана по реконструкции речевого аппарата классического неандертальца и его выводов о возможности наличия членораздельной речи у этих людей. Это согласуется и со свидетельствами достаточно высокого уровня материальной культуры неандертальцев. Далее автор аргументированно доказывает, что основным средством коммуникации человека, обеспечившим его современное развитие, может быть лишь членораздельная речь. При этом он привлекает множество интересных сведений из области фонетики, языкознания, археологии и других областей. Рассматриваются также принципы коммуникации на языке жестов глухонемых, на языках-свистах и гонгах. Однако только членораздельная речь наилучшим образом обеспечивает процесс фиксации понятий, а это - необходимый и важнейший элемент развития духовной и материальной культуры.

Весь этот материал подготавливает читателя к адекватному восприятию и оценке таких, по сути дела, уникальных исследований, как опыты супругов Гарднеров по обучению шимпанзе языку жестов. Эти данные чрезвычайно интересны и важны.

С большим мастерством написаны главы о коммуникации у дельфинов и о пении птиц. Критический анализ недостаточно обоснованных концепций об очень высоком уровне "интеллекта" дельфинов очень полезен. Что же касается рассказа о пении соловьев, то этот раздел книги можно признать особенно удачным - это увлекательный очерк, написанный специалистом-орнитологом.

"Знаки, символы, языки" - во всей книге постоянно прослеживается мысль автора о наличии сходства и различия в процессах коммуникации в животном мире и у человека. Каждая глава книги является четким ответом на вопрос, сформулированный в ее начале. Написана книга доступно и живо. В то же время можно сказать, что это не только популярное изложение современного состояния наших знаний, не просто пересказ бытующих в науке концепций - перед нами практически первое сравнительное исследование такого рода, которое, несмотря на форму популярной книги, дает пищу для размышлений и специалистам - как лингвистам, так и биологам-зоологам, этологам, антропологам.

Заведующий кафедрой физиологии Высшей нервной деятельности биологического ф-та МГУ, член-корреспондент АН СССР, профессор Л. В. Крушинский.

Рубрики: Лингвистика |