Рубрики


« Заповедник Гасан-Кули | Главная | Оросительная система античного Дахистана »

Орнаменты на коврах

Ковровщицы Гасан-Кули — искусные мастера иомудского орнамента, который, сохраняя традиционные племенные формы, приобретает под их руками неповторимую специфику. Их изделие легко отличит не только специалист по народному прикладному искусству, но и зоолог. И если первый будет судить при этом по сочетанию более ярких цветов и отступлениям от традиционной схемы орнамента западных иомудов, населяющих приморские районы Туркмении, то зоолог обратит внимание на включение иногда в основной орнаментальный знак ковра — «гель» — схематизированного изображения птиц.

Черты их столь своеобычны, что спутать с какими-либо другими видами просто невозможно. Несмотря на условность «рисунка», двух птиц на ковре можно определить с точностью до вида! Кто из уток держит хвост всегда вертикально вверх? Конечно, только савка. К тому же она мала ростом. Это тоже хорошо видно по изображению на ковре — ведь в пару ей дана другая, более крупная птица, бегущая размашистым шагом по воде.

Вода не изображена, но пальцы на ногах соединены перепонкой, показывающей, что эта массивная птица с крупным телом живет на воде и при этом рядом с савкой. Не надо обладать большой фантазией, чтобы узнать в этом почти точном изображении уже упоминавшуюся султанку. Я назвал изображение «почти точным», потому что у султанки в действительности нет на пальцах перепонок, но образ султанской курицы вполне логично включает перепонки на ногах, и это не ошибка с точки зрения искусства. Ведь птица живет на воде и, более того, по ней (по плавающим растениям) бегает. Значит, она «должна иметь перепонки». Эта мысль убедительно оправдывает мастера, вернее, мастерицу, которая могла видеть птицу издалека, но, вероятно, никогда не держала ее в своих руках.

Меня поражает еще и другое — точность выбора объектов. Ведь взяты самые типичные представители местной озерной фауны юго-запада Туркмении. «Дуэт» этих двух птиц столь неповторим, что по их сочетанию можно с уверенностью сказать, что мы смотрим на гёль иомудского ковра, как на уменьшенное в десятки тысяч раз озеро Делили с его характерной птичьей фауной, ибо этих птиц еще возможно встретить на некоторых водоемах близ Каспийского моря, но больше, кажется, нигде на свете, и, следовательно, по ним мы можем точно установить географическую точку изготовления ковра.

На улицах Гасан-Кули нас встречают высокие, стройные старики с красивыми строгими и худощавыми лицами, в огромных тельпеках— туркменских шапках, сшитых из целой бараньей шкуры. Такая теплая шапка служит зимой защитой от холода, а летом спасает от перегрева на солнце и в какой-то мере ее можно назвать термосом. Наверное, это один из самых древних на земле термосов и единственный, придуманный человеком для ношения на собственной голове.

Кстати, величественный и красивый головной убор (а тельпек именно таков) помогает выработке красивой и достойной осанки и неторопливой мудрой грации движений. Большинство мужчин среднего и пожилого возраста предпочитает высокие тельпеки из коричневых бараньих шкур, длинные завитки которых отливают на солнце червонным золотом. Молодые носят черные и белые парадные тельпеки. Во время ночного отдыха, перед сном, старики надевают на головы небольшие ночные тельпеки, отличающиеся и покроем и размером.

Рубрики: Туркмения, Дахистан |