Рубрики


« Шаманы у коряков | Главная | Дополнительные сведения о коряках »

Охота у коряков

О китовом промысле коряков и как он производится.

В месяцы  Tuddjan и Zeipajoel в день Jelkattaul собираются все у Gitoepitschan'a в юрте под вечер, разводится большой огонь, над которым трещат кумирной дощечкой. Во время этой церемонии шаман подходит первым к дощечке, держит над нею руку и поет; за ним то же проделывает Gitoepitschan и потом по очереди остальные. После этого шаман с бубном, приплясывая, обходит трижды вокруг огня, затем бросает в огонь жир — это жертва Kutkinachu. После этого они все садятся за еду, а наевшись, расходятся по домам.

На следующий день, когда должна произойти охота, собираются все снова у Gitoepitschan'a, оттуда шаман с бубном идет впереди, бьет в бубен и поет Kёtupe ie ellan. За шаманом следуют мужчины, назначенные для охоты, а за ними остальные мужчины, женщины, мальчики и девочки и поют первый куплет. За ними идут сзади двое и поют второй куплет, размахивая при этом руками и делая всякие движения. Третий куплет поют, поводя плечами и жестикулируя.

Когда они подошли к берегу, то те, кто назначен на охоту, садятся в байдару и берут с собой шамана, который должен заговорить кита. После этого байдара отчаливает, а другие остаются на берегу.

Прежде чем приблизиться к киту, подвязывают по бортам байдары 8 пузырей, а когда им покажется, что они подошли достаточно близко к киту, то один из охотников становится с гарпуном — Jejoewu спереди и бросает гарпун в кита; остальные же гребут так быстро, как только могут, и быстро спускают ремень, к которому привязан гарпун, чтобы кит не утянул их за собой под воду. Когда они таким образом поймают кита, они возвращаются с ним к берегу, где их встречают с ликованием.

Но нередко случается, что кит утаскивает их за собой в море и они погибают. В таких случаях никто не приходит им на помощь, а только говорят, что не следует отнимать у воды то, чего она требует, потому что Kutkinachu запретил им так поступать. Все ложатся на землю и ползут или же мотают вверх и вниз головой, подобно киту, издавая при этом резкий возглас —Hok-Hok и тихий — Phui, чем они якобы передразнивают кита. Если же лов кончается удачно, то морю приносится в жертву кусок ольхового дерева.

В месяцы Emuadojel и Kedwatschil ловят диких баранов сетями из ремней, которые имеют 8 саженей в длину и свыше одной сажени в ширину, или животных ловят в настороженные петли. На эту охоту берут и женщин. Наловив достаточное количество, производят дележ добычи, и каждый приносит жертву солнцу, луне и огню; в сторону солнца и луны бросают кровь и кусочек мяса; огонь тоже получает свою долю; сверх того, когда они возвращаются домой, то каждый убивает собаку и насаживает ее на шест. Такие же знаки почтения они оказывают и мысу или той полоске земли, на которой охотятся.

Шкуры горных баранов употребляют на одежду, а из их рогов делают ложки и черпаки.

Рубрики: Коряки |