Рубрики


« Словарь ламутского языка | Главная | Законы тунгусов »

Общие сведения о тунгусах

Так как сведения об Удском остроге собирались в разное время и я не мог их собрать для моего описания пеших тунгусов, то я предпошлю их описанию удских тунгусов. В какое время был построен Удский острог с Ясашной избой, нельзя найти никаких сведений1. Если бы мы хотели со слов что-нибудь узнать, то можно сказать, что, по данным тунгусов, некогда на Уде обосновалась маленькая группа промышленников в построенных ими зимовьях. Поселились они здесь потому, что эта местность богата соболями.

А пришли они якобы на Уду по р. Маймакан; тогда еще тунгусы не платили ясака. После того как отряд был отправлен из Якутска на Амур, он прошел вниз по р. Зее, а оттуда по Амуру, затем вдоль моря до р. Тугур3, вверх по ней и пришел к Борукану, и там построили острог и обложили тунгусов окружающей местности ясаком.
Первым обложили род Moktigir, из которого взяли аманата. Гиляки, которые имеют свои поселения у устья Тугура и живут дальше по берегу моря, тоже были обложены ясаком. Когда же острог на Тугуре4 был заселен командой, отряд продолжал свой путь дальше по воде и пришел к р. Уде, и там был сооружен острог.
Тунгусские роды: Oginkagir, Kitigir, Mokagir, Laligir были приведены в подданство. Острог заселили служилыми и промышленными людьми, а на следующий год они ушли на судах в Охотск. Если угодно уточнить эти сведения, то это мог бы сделать в свое время, видимо, тот, кто построил этот острог и привел народы этой области в подданство России, а именно письменный голова Василий Поярков со своей командой. Он был снаряжен в 1643 г. из Якутска на Амур.

Затем имеются еще устные сообщения, что в 1717 г. был снаряжен сын боярский Прокопий Филькеев с тайным приказом на Уду6. Этот имел команду из 20 служивых, которые к осени прибыли к Удскому острогу. В 1719 г. они построили судно и отправились в начале июля в море. Сильная буря пригнала их к берегу в бухту Мамга7, где они должны были стать на якорь. Здесь высадили они Филькеева и двух служивых на берег, которые к осени прибыли к Удскому острогу. Остальные отправились на своем судне от бухты Мамга и прибыли к большому Шанта-ру, где они и перезимовали. Следующей весной пошли они на парусах далее на юг и прибыли к берегу Кореи, где за недостатком продовольствия стали на якорь. Некоторые сошли с судна на берег, а через десять дней оставшиеся на судне увидели их тела, плавающими на воде. Был срочно поднят якорь, и корабль пошел от берегов Кореи8. Но не успели они отойти на приличное расстояние, как появилось большое число людей. Неизвестно, были ли это корейцы или гиляки — с копьями, луками и стрелами, и стали стрелять в тех, кто был на судне, но им не удалось ни в одного из них попасть. К осени судно возвратилось в Удский острог.

Тунгусы, которые разделяются русскими на оленных и сидячих, образуют, без сомнения, один народ, о котором я упоминал в описании ламутов. В Удском остроге имеются следующие роды: Laligir, Hoigan, Oddjan, Oginckagir или Aginckagir, Butal, Kitigir. Они платят ясак ежегодно в размере 85 соболей и 12 лисиц, который в денежном выражении составляет 365 руб.

До завоевания русскими были роды: Oginckagir. Kitigir, Moktigir, Mokagir и Laligir. Из них осталось 33 человека из рода Oginckagir и один из рода Kitigir. Эти ничего не могут сказать о своем происхождении, кроме того, что они связаны с неким родом Oril, тунгусы которого сидят на большом озере Owuren9. Что же касается тунгусов, которые живут на Амгуни и других реках, то они считают себя одним народом с удскими тунгусами, потому что одни другим отдают своих дочерей в жены. Кроме того, так как охота на соболей на Уде некоторое время тому назад стала плохой, то идут удские тунгусы на охоту на территорию своих соседей.

К прежним родам удских тунгусов пришли несколько лет назад с Лены и Алдана роды Laligir, Hoigan, Oddjan, Butal. О них я хочу привести их собственное высказывание. «Наши предки пришли из отдаленной земли, но так как на обратном пути они не нашли своих знаков в виде расставленных палочек, которые они поставили на определенных местах на реке ниже Олекмы, то они продолжали свое путешествие вниз по Лене, далее через дикие заросли и через реки до Алдана и полагали таким образом прийти на свою старую родину, хотя шли они вслепую. Но когда они увидели, что трудились напрасно, на старую родину не попали, а перед собой увидели богатые земли, то решили здесь осесть и стали жить свободно».

К выше приведенным присоединяются еще дальнейшие сведения, что пришло вверх по Алдану судно с русскими и пристало недалеко от их жилищ. Чтобы обложить тунгусов ясаком.

русские придумали средство сделать это без потери своих людей. Они сварили в большом котле мучную кашу — саламат, поместили котел недалеко от судна и дали знать тунгусам, что они должны попробовать саламата. Тунгусы очень хотели отведать каши и стали совещаться, как бы переправить котел с кашей к себе. Они выбрали из своих родов двоих самых крепких и послали их принести котел. Когда же эти хотели взять и унести котел, русские, которые лежали недалеко спрятавшись, напали на этих «кашеносцев» и взяли их в плен. Благодаря этому остальные были обложены ясаком и от них взяли аманатов.

Тунгусы в Удском остроге называют себя Owuncki, или «поперешные» (перевод Линденау.— 3. Т.), которые не имеют никаких оленей.
Dunckan, или горные люди, имеют оленей, живут в горах.

Другие народы они называют таким образом: гиляков — Gilika, потому что они питаются рыбой, ламутов, которые тоже тунгусы,— Моnа, или сидячие люди. Они живут у моря и не имеют оленей.
Коряков называют Oqackel, лысые, якутов — Joko.
Для чукчей, юкагиров, камчадалов у них нет наименований, так как они их не знают, а слышали от русских, что такие народы существуют и так называются. Китайцев называют Mandiu, а китайских тунгусов — Nagidal, или «на низу», все равно что живущие в стороне. Удские же и все прочие тунгусы из рода Kelar называются верхними (по Амуру) тунгусами — Kilal. Гиляков верхние тунгусы называют Owuncki Langtar, а русских — Ginidsi. Между собою удские тунгусы называются по их родам.

О чужих странах им ничего неизвестно, только разве знают Шантарские острова, которые они называют Bokotschan или Bur, остров Медвежий — Nogbocka.

Страны Китай, Япония и так далее называются у них теми же именами, какими они обозначаются русскими.

Удские тунгусы живут в основном по р. Уде, р. Торому и р. Тугуру. Их начальник, которого они имели до прихода русских, носил имя Dsienggik или Diang-in, таковой был в каждом роде. Теперь Diang-in называется князьцом.

Рубрики: Тунгусы |