Рубрики


« Путь на крыльях | Главная | Об их внешнем виде и душевных качествах »

О якутах и их происхождении

Глава 1.

Хотя о происхождении народа, не имеющего письменности, .нельзя сказать ничего достоверного, тем не менее кое-что можно о нем узнать, обращаясь к исследованию его языка, попытаться выяснить, каким языкам он родствен.

Якуты, без сомнения, являются татарским народом, что подтверждает в достаточной степени их язык. Имеются только некоторые якуты, которые в давние времена ушли отсюда, из-за чего у меня нет о них никаких сведений. Что же касается якутского языка, то он совпадает с языком каштаров, которые живут в Красноярской области, с языком барабинцев, а в некоторых случаях с языком чувашей, что будет видно из нескольких примеров, заимствованных из их словаря. Что касается происхождения якутов, то я хочу показать, где встречались их прежние поселения и как они переселились вниз по Лене. Тут находятся старые поселения родов, которые были там с незапамятных времен и существуют до сегодняшнего дня. Речь пойдет о войнах их с другими народами, о внутренних волнениях и завоеваниях.

Что касается расселения якутов, то я нашел этому подтверждение во время своего путешествия 26 сентября 1743 г. к озеру Далай, или Байкал. Якуты имели свои поселения по возвышенному правому берегу р. Лены, ниже деревни Качег. Это место называется русскими Якутский взвоз, а якутами и бурятами Koboliur. На якутском языке это слово означает «он бранится» или «кричит на меня»; на бурятском языке это слово не имеет никакого значения. Первый род и его предводитель, который имел свое местожительство в вышеупомянутом месте, назывался Omogon, один из рода Batulu. Имея хороших наследников, он, однако, взял девицу из своего рода, сам ее воспитал и назначил наследницей. Когда она выросла, пришел к ним беженец по имени Ersogotorh, или, как они его еще иначе называют, Elei, или Eldei-bator. Ему отдал Omogon свою приемную дочь, и у них было 8 сыновей и 4 дочери. Сыновья носили имена: Antantuik, Barkutai, близнецы Kordoi и Kogosuk, Bolotoi, Katamaldai, Tschericktei и Artbudai.

Словом Elei, или Eldei-bator, обозначают они воинственного мужчину и законодателя (Gesetzgeber). Имена даны людям по их качествам. Эти сыновья Eldeei-bator'a стали со временем родоначальниками различных широко разветвленных родов, распространившихся до озера Далай, которое якуты называют Байкал, что на их языке значит — богатое озеро. Эти восемь родов имели, по словам якутов, особые названия, которые были даны по их усмотрению.

По утверждению якутов, прежде они имели обыкновение принимать название рода по их матери. Я сначала назову имена родов, которые они имели раньше и имеют еще до сегодняшнего дня. Omogon был, как сказано выше, из рода Batulu, но его род носил имя по имени женщины — Engasali, но, было ли это имя жены Omogon'a, неизвестно. Она же имела сына по имени Bulgudjalgii. От него произошел род Namskoi, в то время когда сын Bulgudjalgii — Deksidar Chan — был предводителем. Сына Antantuik'a звали Kangalas. Barkutai и Tschericktei образовали один род —Воrо-gon. От близнецов Kordoi и Kogosuk произошел род Bajagantai, от Bolotoi'я —род Menga, a Katamaldai дал род Chatali, или Baturusa.

В ясачных книгах между тем по имени этих главных родов назывались волости: Namskoi, Kangalaskoi, Borogonskoi, Menginskoi, Baja-gantaiskoi и Baturuskoi. После времен Tugin'a к этим волостям были причислены еще следующие роды: к Namskoi волости — роды Meik, Tschetschui, Edugei и Tagus; к волости Kangalaskoi — роды Korinzi, или Кого, которые почитали главным образом ворона,— Charinzi, Ber-toch, Nirucktai, Nachara, Djarchansk и Bordons; к волости Borogonskoi — роды Tscherickten и Enorska; к волости Baturuskoi — роды Djorsogon, Balugur, Betuin, а также Orgoti, который называется теперь Skraulnoi и Mangaraskoi.

Что касается дальнейшего рассказа об их родах, то следует здесь говорить об их нападениях и отступлениях. Выше было сказано, что 8 родов якутов были распространены у озера Далай и дальше в расположенных поблизости степях, и имели они дело с кыргызами или, как некоторые утверждают, с мунгалами. Предводителем был Antantuik5, а за ним последовал его сын тойон Badschei (Badschir — большая кишка) .

Но так как они были очень слабы и не могли устоять против своих врагов, то тойон Badschei пошел со всеми родами от так называемой горы Koboliur вниз по Лене. Это сообщение подтверждают и буряты. Тойон Badschei прибыл туда, где был позднее построен город Якутск, осел там, а других своих сородичей расселил по различным местам. У тойона было четыре жены. Первую жену звали Kangalas, от нее он имел сына Mundschan'a. Этот после смерти отца занял его место. Mundschan взял себе трех жен, а именно: Djergan, Bologoi, а третья была из рода

19
Menga. От Djergan имел он двух сыновей — Kadschaga и Dedudor; от Bologoi — четырех сыновей — Kugdscha, Tumerei, Itakan и Око, а от третьей имел сына по имени Tugin. После смерти тойона Mundschan'a его место занял Tugin, который получил титул —Тойон — Usa — род господ7. Остальные якутские роды, которые имеют своих князей, называются не Тойон — Usa, а только тойон, такой титул дается лишь потомкам Eldei-bator'a. Тогда род Baturus имел предводителем Kuseng-пеГя.

Дальше будет речь о Тойоне — Use и его роде до нашего времени.
Tugin имел двух сыновей — Okurei и Bedschecko. Одно время Okurei получил имя — Тойон — Usa; ему наследовал его брат Bedschecko, которому наследовал его старший сын Masari, который предпринял путешествие в Москву и был принят его царским величеством Алексеем Михайловичем, получил от него особую милость и вернулся домой. Masari оставил после себя трех сыновей: Kuinniak, Karabiitik и Bortok. Kuinniak занял место своего отца. Он в свою очередь имел четырех сыновей: Ajagan, или Bosogo, Siran, Kilian и Ajagnit. Ajagan с этих пор у якутов носит имя — Тойон — Usa.

Так как Mundschan оставил младшего сына Tugin'a, смелого и лукавого по отношению к своим братьям, в качестве Тойона — Usa, то братьев рассердило, что отец лишил их этого преимущества, и они вступили в спор с Tugin'oм, и против него восстали все роды. Tugin был вынужден некоторое время сохранять мир с братьями, а сам между тем грабил и опустошал другие роды, которые решили оказать ему сопротивление. Он имел столкновение с борогонцами на озере Мюри, которое имеет 70 верст в окружности и лежит по направлению к Алдану на пути в Верхоянск; на реке Тате с батурусцами; на реке Амге у речки Хатуя — с буйтузами. Причем это случалось много раз, благодаря чему другие роды были очень ослаблены и не могли больше оказывать ему сопротивление, а должны были стать ему послушными. Благодаря этому Tugin получил большую власть и стал чувствовать себя господином над другими. У него появилось желание подчинить себе и своих братьев. Это он дал понять своему старшему брату Kadschaga'y. Последнего это так рассердило, что он ударил по лицу Tugin'a, и tugin должен был идти окровавленным домой, но сказал Kadschaga'y, что когда поправится, то выместит на. нем этот свой позор. Kadschaga и остальные (его сородичи.— 3. Т.) знали, что они не смогут оказать Tugin'y никакого сопротивления, а потому решили уйти с женами и детьми. К ним присоединились некоторые из Намской волости. Они все двинулись вверх по Лене до Олекмы и там расселились. Через некоторое время получили они известие, что Tugin вооружился, чтобы их преследовать. Чтобы избежать этой беды, дал им - один тунгус — Чаланга — совет (он был из рода Нинеган) перейти к реке Вилюю, потому что там были хорошие места, чтобы развивать скотоводство. Они последовали этому совету и двинулись от Олекмы, тунгус же был их проводником и привел их к Вилюю. А те из них, которые пришли из Намской волости, остались на Олекме.

Когда якуты пришли к реке Вилюю, встретили они тунгусов, а именно род Dschurumdschai и род Mamagir, которые владели землей в этой области как своей собственностью. Но скоро якуты с ними договорились и купили у них землю вокруг озера Тойбохой (Toibokoi) и тоже навечно. За это якуты отдали женщину со всей ее праздничной одеждой и 70 кобыл. Реку Чону, которая с правой стороны впадает в Вилюй, тунгусы оставили себе и владеют ею и прилегающей к ней землею.

Здесь я хочу не упустить возможности, чтобы упомянуть о том, что именно в это самое время, когда у якутов были большие внутренние волнения, тунгусам уже были известны русские, но платили ли тунгусы тогда ясак и жили ли в полной свободе, об этом я ничего достоверного сообщить не могу.

Русские постепенно проникали все дальше в Сибирь, а одна маленькая группа промышленников рискнула пройти вглубь от Туруханска (Тура — так называется город, а хан — властитель, как его называют барабинцы) вдоль реки Катуя к истоку реки Чоны, где они встретили два тунгусских рода — Dschurumdschal и Mamagir, которые их свели к Вилюю. Здесь русские также встретили тунгусские роды Sologon, Biranatkal, Dsjacktackar, Kondra и Vuglack.

Как говорят, русские жили с тунгусами очень дружно. Тут они узнали, что на Лене находится народ, называемый Dschakol. Это побудило русских идти дальше и посетить их. Таким образом они ушли от тунгусов, но куда точно направились, об этом тунгусы не знали. Некоторые утверждали, что русские переправились через Вилюй на лодке и пошли вниз по реке; другие утверждали, что они перешли горную цепь, которая разделяет Вилюй и Лену, и взяли путь по воде вдоль реки Марха, которая с левой стороны впадает в Лену, а затем дальше вниз по Лене до озера Сайсары, где они встретили Tugin'a. Этот избрал три местожительства. Первое между маленькими речками Алагана (Куллаты), второе у озера Табага, несколько выше речки Sonere, или теперь Шестакова реки, и третье, где построен город Якутск, у озера Сайсары.

Таким образом русские пришли к якутам, как я указывал выше, и были взяты в плен Tugin'oм, хотя некоторые настаивали на том, чтобы их уничтожить. Tugin не согласился и решил их использовать для работы и содержал их как своих рабов. Но русские имели известную свободу и воспользовались ею. Они выстроили себе маленькое укрепление и запасли в нем продовольствия. Они переселились в этот острог и отправили трех человек в Илимск, чтобы им прислали помощь, а пока ее не получат, они должны были жить и работать с якутами. Их острог, по имени Чумадал, был расположен в 50 верстах от города Якутска, на нравом возвышенном берегу Лены, возле устья рукава Лены. В дальнейшем, как рассказывают, пришел человек по имени Осип Чулков с сотней людей из Илимска, но, были ли эти люди высланы по просьбе упомянутых посланцев или же в Илимске сами по себе снарядили экспедицию, это неизвестно. Но что несомненно, так это то, что Чулков прибыл к острогу, укрепил его и принудил якутов платить ясак.

Первым без сопротивления сдался Deksi Darchan со своим родом, почему род и получил наименование Намской (как я предполагаю, думаю, что не ошибусь, что имя Намской произведено от русского слова1 «нам», так как в якутском языке нет слова, которое соответствовало бы этому слову). Deksi Darchan добровольно принял подданство русским еще и потому, что не хотел больше терпеть притеснения Tugin'a. Говорят, что Deksi Darchan, прежде чем Чулков прибыл к острогу, приехал к нему и жаловался на Tюgin'a. Так как Чулков чувствовал твердую почву под ногами, то он считал себя вправе принудить и другие роды платить ясак, что, впрочем, стоило ему больших трудов. Особенно против него были Tюgin и Kusengnei, предводитель рода Baturus.

Немало раз между ними и Чулковым происходили военные столкновения, пока наконец Tюgin не был взят в плен и не стал содержаться в остроге в качестве заложника. Тогда сдались и другие роды, и волнения на некоторое время прекратились. Но скоро возник повод для восстания. Поскольку Tюgin содержался больше как пленник, а не как заложник, то пришел один человек и стал смеяться над Tюgin'oм, положив палец ему на голову, что он такой храбрый по отношению к многим, а вот теперь нет у него достаточно смелости сбросить палец со своей головы. Насмешку Tюgin принял молча, но решил жестоко отомстить за это надругательство. Он передал своему сыну Okurei-bator'y, чтобы он соединился с Kusengnei'eм и, когда к ним придут сборщики ясака, сначала их хорошо принял, а потом уничтожил при первой возможности и попытался разрушить острог. Okurei исполнил приказание отца, соединился с Kusengnei'eм, и, когда Чулков с тридцатью людьми пришел взимать ясак, его приняли приветливо, но потом Чулков и двадцать других поплатились жизнью. Остальные же десять человек ранеными прибыли в острог. В это время Okurei и Kusengnei собрали сколько могли якутов и направились к острогу, чтобы его захватить и освободить Tюgin'a. Но отступили ни с чем. Об этом было сообщено в Тобольск и еще дальше. А как рассказывают, случилось это около 1634 г.

Из Москвы после такого донесения были отправлены в Якутск стольник Петр Петрович Головин в качестве воеводы, Матвей Богданович Глебов в качестве заместителя, с ними были также дьяк Ефим Филатьев, письменный голова Ананий Леонтьев Бехтеяров, Василий Данилов Поярков и еще другие. Они все поехали в Якутск из Москвы в 1639 г. Прежде чем они приехали, умер Tюgin в тюрьме, его младший сын Bedschecko вступил на его место, а старший — Okurei получил имя Тойон — Usa. Посланные из Москвы приехали в Тобольск около 1640 г., а когда они прибыли в Якутск, сведений нет. По приезде они учинили допрос якутам, но никто не хотел признать себя виновным.

Чтобы не вызвать дальнейших волнений, стольник, говорят, разговаривал с ними самым любезным образом, а когда он по расследовании дела все узнал и получил признание Окurеi'я, то обещал ничего с ним не делать. Все якуты должны были войти в отведенный для них дом, где их угощали, но потом их оттуда не выпустили, а приставили к ним сильную охрану. Когда следствие было закончено, Okurei был повешен со многими другими, а его брат — Bedschecko .посажен на его место, потому что он был смирный человек и никогда не вмешивался в дела брата. Он стал носить титул Тойон — Usa. Также и Kusengnei получил свободу и остался предводителем в своем роду. Волнения прекратились, и якуты перестали предпринимать что-либо против русских. У последних, правда, не раз появлялась охота предпринять экспедицию против других народов, чтобы привести и их под скипетр России.

О том немногом, о чем речь была выше, благосклонный читатель ни
от кого другого узнать не может, кроме как от меня, который тоже уз
нал это из чужих уст. Так как у меня не было возможности разъяснить
кое-что подробнее, то я и не хочу сообщать ничего, что я сам не видел
и чему не был свидетелем. Теперь я обращаюсь к дальнейшему описа
нию якутов.

Как многочисленны якуты, я этого не узнал, потому что они живут очень рассеянно. Между тем мне один вручил список, из которого можно узнать, какие имеются улусы и сколько платят ясак.

Мне из многих источников сообщали, что якутов когда-то было примерно 20 000 человек, не считая женщин и детей. Но число их сократилось, с одной стороны, в результате междоусобных войн, с другой — из-за оспы.

Рубрики: Якуты, Общие сведения о якутах |