Рубрики


« О праздниках якутов | Главная | Счисление времени, звездословие у якутов и другие примечания »

О шаманах и колдунах у якутов

Не одних мужчин, но и женщин принимают в чины шаманства, надобно только, чтобы они наставлены были которым-нибудь из старших шаманов. Последний уводит такого новичка с собой куда-нибудь в лес и там ему говорит, что духи воздушные и те, которые живут в бездне, любят посещать людей.

Тогда надевает он на себя свое магическое платье, и посвящаемый делает то же со своей стороны. Оба крепко бьются, старший шаман между тем, как бешеный, бормочет какие-то непонятные слова для призывания демонов, а ученик его старается во всем ему подражать с насильственными телодвижениями. Вот тут и вся наука.

О некоторых утверждают, что они имеют удивительную силу колоться кинжалом, разрезать себе голени до самых костей и делать подобное без вреда себе.

Когда призовут шамана к больному якуту, он берет веточку от дерева и, привязавши к ней несколько сплетенных волос из лошадиной гривы, скачет, неистовствует, махая той веточкой над больным; потом целует его и старается вызывать мучительного духа из тела больного в свое собственное.

Напоследок шаман говорит больному, что демон пришел было к нему, с тем чтобы его существование разорить; однако, снизойдя на просьбу своих друзей, он оказывает милостивое намерение и не желает уже отнять у него жизнь, но доволен будет тем, что отдадут ему живот лошадки или коровки такой масти, которая нужна и посвящена духу, мучившему больного. По сему объявлению ищут скотину той точно масти, какую описал шаман, и ежели у больного скотины такой масти не сыщется, то всякий сосед отдает свою охотно, лишь бы сыскалась такая.
Как скоро привели ее, шаман облачается в свою магическую ризу, берет в руки вышесказанную веточку, подходит к больному и повелевает демону, чтобы он вошел в него самого; потом идет к приведенной скотине, которая назначена в жертву, и принимает ее за годную или отвергает. В сем последнем случае следует эту скотину увести и сыскать другую. Но ежели она пришлась по нраву шаману, то он с маху бросается к ней, схватывает ее за спину и начинает со страшным криком что-то возглашать; скотина со страха лягается, бьется и бодается, и чем больше она беспокоится, тем больше якуты утверждают, что она не хочет принять в себя высылаемого из больного тела демона. Когда шаман отошел от скотины, то она стоит смирно, находясь тогда в оцепенении от всего происходившего.

На следующий день отводят ее на место, назначенное для принесения ее в жертву, убивают, снимают с нее шкуру на низком помосте, который сделан из палок, положенных на четыре укрепленных в землю шеста и сверху накрытых веточками. Потом сию шкуру вешают на близстоящем дереве, наблюдая, чтобы морда повернута была к той стороне, где демоны в ту пору посещают людей; с тем еще различием, чтобы та морда поднята была кверху, когда жертва принесена воздушным духам, или опущена книзу, когда жертва совершена для умилостивления духов, обитающих в бездне.

Жертвенное мясо на самом месте жертвоприношения готовят и едят без остатка, так как не позволяется ничего уносить домой. Все кости собирают бережно, связывают их в пук теми ветвями, на которых животное убито, и вешают их на одном дереве под шкурою.

Когда сие сделано, шаман начинает свои заклинания, которыми он выпроваживает демона из убиенной скотины в определенное демонам жилище, и тем кончается сей обряд. Ежели в назначенный день больной выздоровеет, шаман получает от него свою плату, состоящую в пяти рублях, когда больной человек имеет достаток, и менее, когда он беден. А ежели к назначенному времени больной не выздоровел, то принимаются за новые жертвоприношения от времени до времени, пока больной не умрет или не выздоровеет. Ежели он умрет, то шаману нет никакой платы.

Таковые жертвоприношения бывают не только при болезнях, но всякий раз, когда шаман выдумает предъявить какой-либо семье, что такой-то дух имеет намерение наказать ее или только опечалить. Тогда не только скотину приносят в жертву, но даже драгоценные меха, так, шкуры собольи, лисьи, росомашьи или горностаечьи вешают в одном углу избы до самой смерти хозяина и хоронят их с ним.

Теперь опишу платье шаманское. Оно делается обыкновенно из выделанной телячьей или лисьей кожи, с рукавами наподобие русского кафтана. Спереди оно стянуто ремешками, но не вплотную, а так, чтобы виден был сделанный из такой же кожи нагрудник, который висит до колен наподобие епитрахили.

Подол сего кафтана обшит кругом узкими ремешками, как будто бахрома висит до самой земли. К наружному шву рукавов пришиты таковые ж ремешки до самого локтя; на спине кафтана укреплены в пять рядов железные пластинки; на груди два железных кружка изображают самые перси, а третий кружок того же металла покрывает пупок, а в расстоянии, которое есть между сими тремя кружками, висят дощечки железные с изображением на них какой-либо птицы; пониже пупка висят кругообразно другие железные пластинки, на которых изображены рыбы; а на спине есть также железные или медные кружки, изображающие солнце и луну. Шаман надевает такую одежду на голое тело, так как рубахи на нем нет.

Кроме сих украшений есть у него на плечах еще тонкие железные пластинки, из которых одна пришивается от плеча до локтя, а другая от локтя до кисти.

Сии оплечья и нарукавники называются у них крыльями. Признаюсь с моей стороны, что сия одежда не очень великолепна, а когда шаман провозглашает свои заклинания, то шорох всех этих железных штучек делает весьма неприятную музыку.

Рубрики: Якуты, Северо-Восточная экспедиция |