Рубрики


« Об одеждах якутов | Главная | Примечания об уналашкинцах »

О песнях, плясках и прочем

Якуты не имеют музыки и никаких музыкальных инструментов не держат, кроме бубна, но он у них в употреблении только при суеверных обрядах колдования.

Пение их никакой приятности для слуха не дает. Обыкновенно в песнях их похваляется какая-нибудь птица или зверь или упоминается басня о бывших прежде счастливых временах. Ежели бывает какая-нибудь неудача, тотчас запевают песнь не думавши и забывают все. В дороге поют все то, что попадается им на глаза, и все одним голосом.

Пляски совершаются более женщинами, которые составляют широкий круг и беспрестанно ходят одна за другой по солнцу.

Во втором часу пополудни мы приехали к жилищу якутского некрещеного князька Суртугака Бердугина (Surtugac Berdugin), весьма богатого человека. В избе сего князька мы видели жертвоприношение, именуемое по-якутски ого-ойетто (Ogo-Oyetto), предназначенное для большого деторождения. В избе его, которая очень пространна, стоит дощатая перегородка несколько дальше скамеек, на которых сидят, напротив огнища и отделяет спальные места женские от таких же мест мужских.

Гнездо состоит в следующем: вокруг навеса над огнищем укреплена веревка, спряденная и свитая из конских волос, и проведена до первого косяка перегородки; однако не прикасается к ней, но привязана она к ветвям, положенным наверху той перегородки, и концом своим укреплена к длинной березовой палке за перегородкою на женской стороне; возле самого кожуха, в который дым выходит из избы, висят на той веревке два кружка из березовой коры, которые изображают солнце и луну и украшены пучочками конских белых волос; подле сих кружочков висят также сделанные из бересты изображения доброго жеребца с кобылицею, головами от огнища к женской стороне.

Сия веревка именуется дорогою или путем; а ветвь, о которой выше сказано, также изукрашена пучками конских волос и именована мостом; привязана же она к березовой палке, на конце которой укреплена клетка, сделанная из ивовых прутьев и украшенная снаружи пучочками волос, бисером и кусочками меди, а внутри она набита лошадиными волосами, и сия-то клетка называется гнездом.

В ней стоит небольшая чашечка, наполненная мукою, вареною с маслом; се есть пища того божества, которое присутствует в деторождении.

Все сие устроено и поставлено руками шамана с большими обрядами и с разными жертвоприношениями. Надобно при том отметить, что сей князек имел трех жен и целые 15 лет у них не было детей; сия-то самая причина побудила его к учреждению сего детородного жертвища; и с того времени жены его начали рожать ему детей, которых он имеет ныне шестерых в живых, как сыновей, так и дочерей.

Мы ехали мимо холма, на котором недавно принесена была жертва для возвращения здоровья какому-нибудь больному якуту, ибо на верхушке дерева, у которого все ветви были срублены, висела лошадиная шкура, а внизу стояли два столика - два шестика, воткнутые в землю, поддерживали каждый дощечку, на которой поставлены были семь деревянных чашечек; да сделан был ряд из семи колышков с изображениями разных птиц, вырезанными на их верхушках.

Рубрики: Якуты, Северо-Восточная экспедиция |