Рубрики


« Султан-Кала - старый (сельджукский) Мерв | Главная | Мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда в Султан-Кале »

Мавзолей султана Санджара в Султан-Кале

Осмотр городища Султан-Калы и мавзолеев мы откладываем до утра и в ожидании поездки засыпаем на узорных туркменских кошмах под открытым небом.
Душистая и звонкая весенняя ночь наполнена голосами сверчков и цикад. Кажется, что их неумолчные голоса, как звучащие стрелы, пронзают густую темноту ночи и уносятся куда-то далеко, давая почувствовать неизмеримую глубину и емкость ночного пространства, словно бы вся вселенная приблизилась к поверхности земли.
Наутро мы в Султан-Кале. Прежде всего направляемся к давно манившему нас издалека мавзолею султана Санджара. Первое, что приходит в голову, когда приближаешься к одинокому теперь гиганту, — мавзолей словно бы утопает в высоких волнах земли, которые расходились у его стен крупными валами. И первое впечатление не обманывает.

В XII веке мавзолей, воздвигнутый в центре Старого Мерва, не был одиноким. К нему примыкали дворец султана и великолепная соборная мечеть — архитектурная вершина плоскокрышей столицы. Теперь вместо этих разрушенных монументальных зданий мы видим земляную зыбь.

Мавзолей же устоял, его пощадили (если не считать разграбления самой могилы) все сокрушающие полчища Чингисхана, уничтожившие весь большой и культурный город и разрушившие знаменитую плотину на Мургабе, после чего пришел в запустение на два столетия весь Мервский оазис.

Пощадило мавзолей Санджара, причисленного к лику святых, и время. Но мавзолей «нахмурился»: некогда небесно-голубое изразцовое покрытие его огромного купола, которое, как легко можно себе представить, сияло, всплывая над городом, садами и полями, теперь облетело, и вместе с тем изменилось «выражение лица» этого архитектурного индивидуума, обнаружив изначально заложенную в нем, органически вплетенную в композиционную структуру здания суровость и аскетическую простоту.
При более внимательном знакомстве с мавзолеем султана мы увидим, что его архитектурное решение отнюдь не просто. Более того, этот монументальный, не отягощенный избытком декора центрический мавзолей Хорасана скрывает в своих конструкциях замечательные архитектурные новшества и открытия, на столетия опередившие свое время. Так, сквозная аркада, завершающая верхний край массивных гладких стен основного куба здания, создающая впечатление легкости и изящества, устройство двойной оболочки полусферического купола оставили позади Филиппо Брунеллески, создавшего знаменитый купол Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, даже на три века.

Архитектурную интуицию туркменского зодчего Мухаммеда ибн-Атсыза ас-Серахси (то есть «родом из Серахса») с полным правом можно считать гениальной. Недаром специалисты по средневосточной архитектуре восторженно пишут: «Этот памятник входит в категорию тех шедевров мирового зодчества, в которых художественный образ слагается как органический синтез функциональных и художественных черт. В нем сконцентрированы качества подлинной архитектурности — техническая изобретательность, четкость композиционного замысла, неразрывное единство целого и деталей, простота и гармония декора».

Мавзолей 38-метровой высоты сложен целиком из жженого кирпича и покоится на мощном фундаменте, заглубленном почти на 5 л. Гладкие монолитные стены, без штукатурки, образуют прочный куб, и лишь две противоположные стены рассечены по середине высокими арочными проемами, за которыми в легком полумраке хранится «прохлада веков».

Стоит заглянуть внутрь мавзолея, как откуда-то из-под самого купола, с облюбованного ими места, с шумом сорвутся, заставив невольно вздрогнуть, два испуганных туркестанских голубя.

Снаружи, по верхнему обрезу стен, идет обводная галерея из сквозных арок с дополнительными «разгрузочными» арочками и сводами, за ней следует невысокий восьмигранник, который служит переходом к сфероконической купольной скуфье, напоминающей перевернутую чашу.

Высоко поднятая галерея украшена узорными решетками, набранными из кирпичиков, фестонами на открытых пролетах арок и изящной резьбой по ганчу в софитах, что придает легкость завершению тяжелых стен, а следовательно, создает впечатление легкости и всего здания.

Сочетание неподвижности (что дается зрителю гладкостью «загорелых» монументальных стен) и движения или хотя бы тенденции к движению, ощущаемой в ритме сквозной высокой аркатуры, непосредственно вырастающей из самых этих тяжелых стен, словно грядка цветов или трав на гребне холма,— это и есть, по-моему, счастливая находка зодчим способа оживить камень, архитектуру, внеся в нее оптимистический элемент вечно развивающейся, движущейся жизни. Так архитектор претворяет в камне идею о неразрывном единстве изначального сочетания монументальности вселенского покоя и столь нее великой по своей вечной сущности легкой трепетности момента.

Этот прием не исчерпал и не исчерпает себя в силу своей внутренней диалектичности как в зодчестве, так и в скульптуре и других сферах искусства. И мы видим это воочию на примере мавзолея султана Санджара, образ которого не угнетает сознание, не навевает тягостных мыслей, а поражает благородным величием, простотой и ясной логикой конструкции. Характерны сдержанность наружного и внутреннего декора и наличие двух входов в противоположных стенах, создающих ощущение незамкнутости внутреннего пространства мавзолея (что так отличает его от более поздних мавзолеев Самарканда).

Думается, что зодчий Мухаммед сын Атсыза в этом своем великом творении воплотил столь свойственную туркменскому народу любовь к просторам земли, к свободе и создал монументальный образ сферы, всплывающей над городом и равниной. Сохранились письменные свидетельства современников, утверждавших, что голубой купол мавзолея можно было видеть «на расстоянии дня пути».

Если войти внутрь мавзолея, то нетрудно заметить, что белая поверхность оштукатуренных стен как бы струит слабый отраженный и словно «охлажденный» свет. В верхних углах сохранились картушеобразный орнамент и синий эпиграфический фриз. В скупой росписи, заходящей в купол, использованы синяя и красная краски, а в прошлом, вероятно, существовала и роспись золотом.

Центрально-купольная композиция мавзолея султана Санджара типична для архитектуры Северного Хорасана.

Рубрики: Туркмения, Мерв |