Рубрики


« Кара-Кала в Лунных горах | Главная | Долина реки Сумбар »

Махтум-Кули - поэт из Кара-Калы

Славу Кара-Калы составляет имя Махтума-Кули, поэта-классика XVIII века, зачинателя туркменской литературы, выдающегося мыслителя и борца за объединение разрозненных в прошлом туркменских племен. Молодые годы Махтума-Кули прошли в Кара-Кале, родился же он в ауле Юзван-Кала (ныне поселок Гёркез Кара-Калинского района.

В 1960 году там установлен памятник Махтуму-Кули). Он был сыном сельского учителя Доулет Мамеда, сочинявшего газели, песни и поэмы, дошедшие до наших дней (например, большая поэма «Свободное увещевание»), которые он подписывал псевдонимом Вагыз Азади.

Махтум-Кули, родившийся около 1733 года, унаследовал поэтические способности и свободомыслие отца и деда. Он получил прекрасное образование, окончил в Хиве медресе Ширгази, учился в медресе Идрис-Баба в ауле Кызыл-Яяк (в Чарджоуском районе, близ Халача) и в Бухаре в медресе Кокельташ. Он много путешествовал; бывал в Иране, Афганистане и Азербайджане и вел, как и
его талантливые отец и дед, трудовую жизнь.

Слава его и популярность в народе были всепроникающими. Песни и мысли Махтума-Кули знали в любом ауле. Их пели и поют до сих пор народные певцы-бахши, а его мысли, глубокие и истинно патриотические, находят свое воплощение в Советском Туркменистане, где мечты поэта стали явью.
«Единой семьею живут племена,
Для пиршеств расстелена скатерть одна.
Высокая доля Отчизне дана».
«Здесь братство — обычай И дружба — закон

Для славных родов и могучих племен».

Махтум-Кули имел прозвание Фраги, что означает «разлученный со счастьем». Трудно складывалась его личная жизнь, но творчество его, несмотря на пессимистические ноты, проникнуто жизнеутверждением и глубоким уважением к знанию и к людям. Идеи гуманизма, свершения добрых дел, которых нельзя откладывать на завтра, пронизывают мудрую и активную поэзию Махтума-Кули Фраги.
Портрета поэта, исполненного при его жизни, не сохранилось, да он и не мог существовать — изображение смертных было запрещено Кораном. Современные художники и скульпторы воссоздают образ поэта, мыслителя и патриота, на основе народной памяти, бережно хранящей черты мужественного, сильного, мудрого и щедрого душой великого сына своего народа. От характера к образу— таким путем идут современные художники. Этот принцип был положен и в основу создания монумента Махтума-Кули Фраги, воздвигнутого из базальта в Ашхабаде по проекту скульптора В. Попова.

Поэт в раздумье сидит на камне перед бассейном, над которым склонились плакучие ивы. Площадка вокруг монумента оформлена бассейном с фонтаном, мостиком и широким подходом с мозаичными плитами (архитекторы В. Высотин и В. Кутумов).
Большой   живописный   портрет   Махтума-Кули   был создан народным художником Туркменской ССР Айханом Ходжаевым в 1947 году. Поэт запечатлен в момент творческого раздумья над рукописью своих стихов. Волевое и спокойное лицо, взгляд, полный ума и благородного достоинства, и большие руки труженика, не боящегося никакой работы, — таким предстает Махтум-Кули перед потомками. Известно, что поэт и мыслитель сам вел свое небольшое хозяйство, занимался изготовлением ювелирных украшений и именно этим ремеслом зарабатывал на жизнь семьи. Я думаю, что перед историками культуры, искусствоведами и биографами Махтума-Кули стоит сложная и увлекательная задача выяснить авторский знак, который ставил Махтум-Кули-ювелир на своих изделиях, и по нему предпринять поиск его работ, которые, я уверен, отличались   высоким   мастерством   и  художественными достоинствами.
Известный венгерский путешественник по Азии Вамбери, посетивший многие ее уголки в обличье дервиша, привез в Европу и опубликовал в 1879 году около тридцати песен Махтума-Кули. Но настоящее изучение творчества поэта началось лишь в наше время, в Советском Туркменистане, когда гений Махтума-Кули получил возможность переступить границы Средней Азии и стать достоянием нашего народа и всего человечества. Прах поэта покоится между Атреком и Сонги-Дагом, рядом с прахом его отца.

Рубрики: Туркмения, Дахистан |