Рубрики


« “Кашфул-маариф” | Главная | “Риязус-сеяхе” »

Личные качества Ширвани

Поистине титанический труд потребовался от Г. 3. Ширвани, чтобы создать свои творения. Не говоря о грандиозности замысла, о широком круге вопросов, затрагиваемых в его сочинениях, о географическом полотне, не имевшем в его время равных на Востоке, — все это хорошо видно любому ученому-исследователю и просто читателю — хочется напомнить о человеческом подвиге, совершенном Ширвани.

В первой главе говорилось о преследованиях, каким он подвергался со стороны властей и духовенства. Ведь один правитель, говоря его словами, «ограбил и отобрал у меня все материалы, собранные в течение 25 лет, и уничтожил их». И далее он отмечает, как трудно было ему потом вспоминать содержание всех записей, сделанных в разных странах, и надеется, что читатели простят его за те недостатки, которые они заметят.

В заключение этой главы хочется сказать, что Ширвани был не только выдающимся путешественником-географом, но также поэтом и литератором. К сожалению, эта сторона деятельности Ширвани до сих пор мало привлекала внимание специалистов-филологов.
Выше говорилось о его статье, посвященной творчеству Джалаледдина Руми. Известны его высказывания о Фирдоуси, Хагани, Низами, Зюльфигаре и многих других поэтах. В первой части «Риязус-сея-хе» Ширвани сообщает сведения о жизни и деятельности более 60 поэтов.
Но Зейналабдин Ширвани проявил себя не только талантливым литературоведом, он сам писал стихи. При этом стихи свои он подписывает псевдонимом Темкин (что означает «сдержанный», «терпеливый»). В стихах Ширвани ярко и образно выражал свои взгляды, свое мировоззрение, свое отношение К жизни. В стихах он смело критиковал феодальное общество, в котором жил, выступал против насилия и произвола, против деспотических привилегий, разоблачал духовенство.

Смотри, каким ничтожным стало время,
Движение созвездий изменилось,
Возвысило небо подлых,
Созвездия сделали несчастными великодушных,
Поднявшие голову, эти подлые,
Принесли другие правила и традиции.
У того, кто более невежествен,
Дела более улажены,
Тот, кто знает, что такое наука и мир,
Не может жить, хоть одно мгновенье .

Больше всего ценит Г. 3. Ширвани гуманность, справедливое отношение к людям. Однажды во время его беседы с турецким султаном Махмудом тот спросил путешественника, какие у него есть просьбы и пожелания. Ширвани ответил словами поэта Саиба Тебризи: «Один час справедливости в вашей жизни лучше, чем сто лет повиновения Аллаху».
Ширвани ценил людей науки, но вместе с тем он замечает, что: «Если ты наукой занимаешься ради славы, то, считай, что все твои труды напрасны и это несчастье».

Г. 3. Ширвани был еще великим философом. Его философский взгляд хорошо изучил и осветил Ахмед Амин-заде. Он писал: «...Философским, общественным и этическим взглядам Зейналабдина Ширвани присущи такие черты, как гуманизм, веротерпимость, свободомыслие, стремление к знаниям и прогрессу, которые положительно отличали ученого-мыслителя от мусульманских богословов-фанатиков. Поэтому-то проживавший в Иране вольнодумный азербайджанский мыслитель был объявлен «еретиком», «безбожником». Мусульманское ортодоксальное духовенство вынесло специальное религиозное решение («фетву»), по которому приговорило его к смертной казни. Но мусульманским муджтахидам так и не удалось погубить его».

В «Бустанус-сеяхе» 3. Ширвани дает своеобразную социальную программу, состоящую из 50 пунктов. По мнению 3. Ширвани, глава государства должен обратить особое внимание на воспитание и обучение одаренных и умных людей, заботиться о бедных и обездоленных. Каждый правитель должен заботиться о развитии земледелия, об улучшении положения крестьян и их раскрепощении, об устранении дороговизны и безработицы в стране, о ликвидации бесчинств чиновников и спекуляции богатых купцов, о росте благосостояния народа, о развитии путей сообщения, торговли и т. д.

«Прогрессивную черту общественных взглядов 3. Ширвани, — пишет А. Амин-заде, — составляли идеи веротерпимости, несовместимые с фанатизмом мусульманских проповедников, требующих беспощадного отношения к иноверцам. Эти идеи веротерпимости у 3. Ширвани исходили из чувства глубокого гуманизма и человеколюбия. Он всегда и неустанно пропагандировал уважение к чужим народам, уважение обычаев и традиций всех малых и больших народов. Гуманизм был лейтмотивом его этических взглядов».

«Прогрессивные идеи 3. Ширвани, — отмечает далее А. Амин-заде, — вошедшие в сокровищницу философских, общественных и политических мыслей азербайджанского народа и оказавшие большое влияние на культурное развитие многих народов, занимают достойное место в истории науки и философии».

3. Ширвани был великим просветителем своего времени. Он писал, что только наука и разум человека являются средством спасения от невежества. Ему принадлежат слова: «Знай твердо: только обладающий разумом видит мир таким, каков он есть».

И именно таким человеком—видящим мир, каков он есть, встает перед нами Зейналабдин Ширвани в своих сочинениях.

Рубрики: Географы, Ширвани |