Рубрики


« Ниса — древний город Парфии | Главная | Круглый зал дворца Митридатокерта »

Квадратный зал дворца Митридатокерта

Спускаемся в самый большой раскоп, глубокий и квадратный. В середине его стоят основания четырехлопастных, когда-то, вероятно, огромных кирпичных колонн. Издалека они похожи на ноги гигантской птицы, прочно стоящие на земле. Подходим ближе и на глинистой стене различаем полуколонны. Сомнений нет — мы в квадратном зале дворца Митридатокерта. Это зал приемов, как предполагают и пишут археологи, «аудиенц-зал», поражавший в свое время размерами и великолепием. Площадь его 20 X 20 М С тремя входами на главном западном фасаде. Зал был очень высок, и четыре мощных центральных колонны несли на себе тяжесть сложных деревянных перекрытий, образующих «световой фонарь».

В этот зал без окон свет проникал сверху, равномерно освещая все пространство. Стены трехметровой толщины двухъярус-ны. Нижняя панель с полуколоннами была покрыта белым ганчем, а верхняя их половина, выкрашенная темно-красной краской и расписанная по краю орнаментом, была разделена на равные участки колоннами из древесных стволов, тоже покрытых ганчем. Между ними в стене находились ниши, а в нишах — большие, в полтора человеческих роста (до 2,5 м в высоту), глиняные раскрашенные статуи бородатых мужчин в латах, плащах и шароварах и женщин в длинных, ниспадающих складками, до пят одеждах и ярко-красных головных уборах.

Кто они — эти торжественные фигуры? Боги или обожествленные цари и царицы могущественной династии Аршакидов? Всего вернее последние, есть даже предположение, что в верхнем святилище над Башенным храмом стояла большая статуя обожествленного Аршака — основателя династии, который вместе со своим братом Тирида-том возглавил восстание кочевников парнов в Парфиене в III веке до н. э. и после победы и последующего социального компромисса с парфянами положил начало самостоятельному Парфянскому царству. До того, уже в VI веке до н. э., Парфиена была упомянута впервые Дарием Гиста-стом как одна из сатрапий ахименидской державы В IV веке до н. э. она вошла в состав империи Александра Македонского, а затем была областью эллинистической державы Селевкидов.
А каким многокрасочным был этот парадный зал с красно-белой росписью по черному в орнаментальном бордюре, с красным меандром по белому фону и с белыми кругами и пальметтами по красному! Аканты капителий были окрашены в розовый, малиновый, голубой и кремовый цвета. Если к тому же представить пол, застланный великолепными парфянскими коврами, которые славились, по словам древних историков, в Средиземноморье и покупались римлянами, то можно легко понять, сколь богатой гаммой красок поражал этот роскошный зал.

«По-видимому, первый ярус был оформлен в принципах дорического, а верхний — коринфского ордера...» — пишет знаток древнего искусства Туркменистана Г. А. Пугаченкова, отмечая месте с тем, что «это не прямое следование каноническим нормам классических ордеров, а, скорее, свободная вариация на традиционные темы».

Несомненное и сильное влияние эллинистического зодчества сочеталось в строениях Митридатокерта с восточными мотивами.

Рубрики: Туркмения, Ниса |