Рубрики


« “Бустанус-сеяхе” | Главная | Личные качества Ширвани »

“Кашфул-маариф”

Четвертое крупное произведение Ширвани называется «Кашфул-маариф» («Открытие познания»). Он написал его после 28-летнего путешествия. В этой книге говорится о населении разных стран, их вероисповедании, о встречах с учеными, поэтами, писателями и государственными деятелями. Как пишет Агамир Кулиев, «Кашфул-маариф» состоит из «дибаче» (краткого предисловия), введения, трех глав и заключения. В «дибаче» автор себя называет «Зейналабдин ибн Искендер». Во вводной части он излагает свою биографию.

Первую главу «Кашфул-маариф», по словам А. Кулиева, можно назвать путешествием в мир научных споров. В ней подчеркивается необходимость для каждого человека в труде, в научных познаниях, в совершении благородных дел. В этой главе дается изложение, толкование и разъяснение общественно-политических и философских взглядов известных мыслителей XVIII—XIX вв. Во второй главе Шир-вани дает свое собственное отношение к затронутым вопросам. Третья глава посвящена пантеизму.

По мнению А. Кулиева, Ширвани при написании этого своего философского произведения использовал научные труды Ибн Аббаса (VII в.), Юниса ибн Абдуррахамана (IX в.), Гусейна ибн Сеида (IX—X вв.), Сеида Муртуза, Шейха Мофид Багдади (X—XI вв.), Джалаледдина Руми, Ибн Тавуси, Насирэддина Туси (XIII в.), Хафиза Ширази (XIV в.) и др.

Рубрики: Географы, Ширвани |