Рубрики


« Работорговля | Главная | Древние торговые связи с Африкой »

Иффское и бенинское искусство

В 1897 году отряд английских солдат во главе с майором Бэконом пробился в западно-африканский город Бенин. Об этом городе Бэкон написал: „Бенин с полным основанием называют кровавым городом. Его история - длинный список варварских деяний самого худшего толка. Когда в первой половине этого века он стал центром работорговли, человеческие страдания достигли предела".

Бэкон, правда, пишет не только о кровавом варварстве, но и о том, что он нашел „несколько сотен бронзовых вещичек, которые очень напоминают египетские изваяния и отлиты мастерски", а также „чудесной резьбы изделия из слоновой кости". Когда эти изделия переправили в Европу, они вызвали всеобщее восхищение. В 1938-1939 году по счастливой случайности удалось найти еще одну большую коллекцию бронзовых, точнее говоря, латунных фигурок. Нашли ее в Иффе, во дворце властителя города-государства, примерно в ста шестидесяти километрах от Бенина. Это были художественные произведения невиданной красоты.

А это говорит о том, что территория нынешней Южной Нигерии была заселена талантливыми племенами с развитыми художественными ремеслами. Долгое время преобладало мнение, что это художественное самовыражение, столь отличное от общего абстрактного африканского стиля, является лишь случайным заимствованием неизвестно откуда. Но теперь уже ясно, что это мнение было неправильным. Йорубо из Иффе и близлежащих поселений утверждают, что их предки „пришли с востока".

Неизвестный португальский лоцман в 1540 году написал о них: „Их короли окружают себя очень сложными церемониями, многие ни за что не позволят увидеть, как они едят - это могло бы поколебать веру подданных в то, что властитель может обходиться и без еды. Это солнцепоклонники, они верят в бессмертие души и в то, что после смерти они соединятся с солнцем".

Здесь четко прослеживается влияние кушманского культа властителя. Бог йорубо Санга с бараньей головой очень напоминает древнеегипетские культовые представления. В одном королевском захоронении была найдена фигурка свернувшейся змеи, - это изображение входило в число культовых предметов древних жителей нильских берегов. Знали ли предки йорубо славный город Меруа? Меруанский храм в Наго, которому уже почти две тысячелетия, на фасаде украшен точно таким же изображением свернувшейся змеи.

Иффские и бенинские художники - в отличие от других западно-африканских „коллег" - при отливке бронзовых и латунных фигурок использовали так называемую технику растопленного воска. Точно такую же технику применяли и племена, жившие в долине Нила. Иффское искусство достигло своей вершины в ХIII веке, через тысячу лет после падения Меруа.

Рубрики: Африка, История Африки |