Рубрики


« Скульптуры из Нисы | Главная | Прогулка по Нисе »

Декоративно-прикладное искусство Нисы

Среди найденных в Нисе образцов мелкой по размерам пластики — серебряных и терракотовых с позолотой фигурок (Эрот, девушка), бляшек, украшающих одежду, много великолепных произведений, отражающих специфику парфянского искусства, сочетавшего эллинистические и восточные мотивы и развивавшего вместе с тем уже упоминавшийся скифский «звериный стиль». Суть этого стиля, я думаю, состоит в изображении эмоционального начала, выявленного художником в природном образце и представленного в апофеозе его естественного проявления, но еще усиленного чувством мастера. Это исток первозданного искусства, основа подлинной художественности. Экспрессивная динамика изображений животных подчас выходит за пределы реалистического рисунка, но вместе с тем никогда не нарушает человеческого восприятия и, таким образом, его художественная правда неоспорима.

Она обрушивает непосредственность чувства на всякого непредвзятого ценителя, и этот эффект, вероятно, не утеряет мощи своего эмоционального воздействия в будущем, вне зависимости от бега времени, смены художественных школ и эволюции художественных вкусов человечества.
Рассматривая детские рисунки, я иногда поражаюсь вдруг проявляющимся параллелям с произведениями безвестных мастеров далеких эпох и разных племен.

К числу таких параллелей относится и преувеличенная экспрессивность, и интуитивно оправданное обобщение форм, и незаконченность изображения, не нарушающая тем не менее целостности его восприятия, ибо уже вызванный в сознании зрителя образ легко дорисовывается им, быть может, сообщая тем самым ощущение удовлетворенности и не вполне осознаваемой сопричастности к творчеству художника. В этих «детских чертах» искусства я вижу проявление свободы художественного восприятия мира, его движения и вечности.

Иллюстрацией к этой мысли может служить замечательное изображение скачущего оленя на задней стороне круглого бронзового зеркала, найденного в Нисе. В круг зеркала вошла только голова, вскинутые передние ноги и часть торса животного, но и этого вполне достаточно для восприятия образа и понимания его эмоционального звучания. Достаточно одного взгляда, чтобы ощутить неистовый бег и «отчаяние» зверя, изображенного во II или I веке до н. э.

Необходимо отметить и композиционное совершенство изображения «нисийского оленя». Голова его, вскинутые ноги, часть туловища и рог равномерно заполняют пространство круга, создавая ощущение равновесия композиции. Вместе с тем подогнутая правая нога освобождает часть поля круга впереди изображения, делая оправданной логику бега и как бы оставляя пространство для дальнейшего движения.

Рубрики: Туркмения, Ниса |