Рубрики


« Средства передвижения у бурятов | Главная | Время у бурятов »

Бурятская свадьба

Глава  11.   О свадьбах и свадебных обрядах
Брак — Hudaoroduchu такой же, как у якутов. Детей буряты сватают с раннего возраста, а уже в 12 лет бывает свадьба. Плата за невестуv Adubarachu производится скотом или путем обмена девочки на девочку. Приданое невесты — Indsche переправляется в дом жениха еще до свадьбы — Hurem.
Обычно свадьбы устраиваются осенью. Когда назначен день свадьбы, то сначала оповещают родственников, чтобы они явились на свадьбу с подарками, причем родственники со стороны невесты должны дарить скот. У бурят существует обычай, по которому жених приезжает за три-четыре дня до свадьбы и вместе со своими родственниками следит за тем, чтобы невеста не сбежала.

Невеста же ищет удобного случая, чтобы сбежать; тогда ее схватывают и помещают в особую юрту в обществе нескольких девушек и тщательно охраняют. Когда наступает день свадьбы, невесту выводят из этой юрты и силой сажают на лошадь, причем девушки пытаются этого не допустить, но в конце концов смиряются с этим. Когда невеста проедет верхом небольшое расстояние, то ее снимают с лошади, надевают на нее свадебную одежду и опять сажают на лошадь, и все едут очень медленно к жениху, так как невеста должна приехать туда обязательно ночью.

По приезде в деревню жениха невеста со своими провожатыми идет в специально для нее поставленную женихом юрту — Hёrю, которая всегда устанавливается дверью на север, а делается это для того, чтобы свекор не заглядывался на сноху. Перед восходом солнца невеста одевается, и ее помещают за занавеску — Kutschugu в той же юрте, а ее отец, приехавший с ней, обязан варить мясо от задней части овцы.

Затем приходит в эту юрту мать жениха и с нею две старые женщины. Они садятся против очага спиной к невесте. Затем отец невесты кладет сваренное и мелко нарезанное мясо Salkimdschin на лоток, который называется Kidaga, перед пришедшими, и каждый хватает очень быстро сколько сможет.   Такое  хватание  называется   Bulachun.

После этого приходят три женщины из-за занавески и стараются незаметным образом пришить матери жениха и двум находящимся с нею женщинам сзади на шапки три маленьких кусочка — Goli. Этот обряд называется Sala. Когда это сделано, мать жениха и две старые женщины встают и, не попрощавшись, уходят.

Когда мать жениха возвращается домой, то расстилает снаружи направо от двери войлок и укладывает на него принесенных божков — Ongo Böh'a.

В это время от невесты присылают кусок китайки — Urga и кусок из волчьей шкуры — Sanajach с пришитым сзади кусочком — Goli. Китайку укрепляют на палке в виде знамени, а палку прикрепляют к стене над Ongo, Sanajach помещают над знаменем.

После этого родители жениха и пришедшие родственники рассаживаются и ждут прихода невесты. Она прибывает, окруженная плотным кольцом своих провожатых, с закрытым тряпочкой лицом. Затем приходит жених, встает в это кольцо с правой стороны от невесты и берет ее за руку. Потом делают еще шаг вперед, кланяются трижды и произносят: Tingri Sajan, родители и родственники отвечают: Urukun bulla, затем все делают еще шаг и говорят, как раньше, Tingri Sajan, на это следует ответ: Juri Murin bullu, затем все делают еще шаг и три раза кланяются, произнося при этом те же слова: Tingri Sajan, на что они получают в ответ: Galduchai — и кричат затем это все вместе.

После этого встают те, которые сидели на войлоке или возле него, и идут в юрту. Там садятся отец, мать и старший брат жениха на почетное место, а другие садятся возле. Вокруг огня втыкают четыре ивовых прута— Burudacha. Когда это сделано, входит невеста со своей свитой и падает на колени перед свекром и свекровью и кланяется им три раза.

Отец жениха дает ей шесть кусков вареного бараньего жиру, из них два она отдает жениху, два куска тем, кто стоит возле нее, а два куска оставляет себе. Все это они бросают в огонь и произносят при этом: Galdu Kaiba. После этого отец жениха дает ей еще шесть кусков жиру, которые она распределяет, как и предыдущие.

Эти куски все одновременно бросают отцу жениха и говорят при этом: babai bukaiba. Причем куски бросают ему через огонь, он ловит их в край развернутого войлока, а что падает рядом, схватывают другие. Потом еще дают невесте двенадцать кусков жира; шесть она бросает в подол матери жениха со словами: Ischida-Kaiba, а шесть — старшему брату мужа, если таковой имеется.

Когда эта часть обряда заканчивается, невеста кланяется три раза и со всей своей свитой возвращается в свою юрту. Когда она туда входит, она сбрасывает с лица покрывало. Следом за ней входит свекор и предлагает (божкам) вареную лошадиную голову, отрезает от нее три куска и зарывает это мясо там, где находится очаг; затем срезает с лошадиной головы остальное мясо и распределяет его между присутствующими.

После этого все едят и пьют. Пока длится свадьба, жених обязан за всеми ухаживать, а когда она кончается, то он идет к своей невесте.

Рубрики: Буряты |