Рубрики


« Древняя Маргиана | Главная | Султан-Кала - старый (сельджукский) Мерв »

Буддизм, маздеизм и христианство в Мерве

В первых веках н. э. в Средней Азии распространяется буддизм, ревностным проводником которого был кушанский царь Канишка.

Одновременно в Маргиану приходят элементы индийской культуры. Терракотовые статуэтки III—IV веков, изображавшие полнотелых юношей с мягкими линиями груди и бедер, с круглыми лицами, глазами навыкат и воздетыми вверх руками, напоминают буддийскую скульптуру Индии. Наиболее ранние (II—III вв.) из них передают обнаженное тело, более поздние (III—IV вв.) «одеты», но и те и другие коротконоги и широколицы.

На городище Гяур-Кала (античный Мерв), в его юго-восточной части были обнаружены остатки буддийского архитектурного комплекса II—III веков (хотя допускается возможность и более поздней датировки). Это ступа, перед которым возвышалась огромная раскрашенная фигура Будды из глины.

Предполагается, что первоначально лицо Будды было окрашено в розовый цвет, позже в желтый и третий раз перекрашено в буровато-красный. Иконография его соответствует позднегандхарским и матхурским образцам (II—IV вв.) со сглаженными чертами лица. Ступа — культовое сооружение — памятник во славу Будды — представлял собой здание из кирпича-сырца, без внутренних помещений, на квадратной платформе, высота которой была 4 м, ширина 13 м. На ней стояло монументальное цилиндрическое сооружение, вероятно, с куполом. Сохранились следы штукатурки, красной, черной и белой краски.

На платформу можно было подняться с северной ее стороны по большим ступеням. Перед ними был двор, где находилась колонна из обожженных кирпичей, а на постаменте располагалась сама статуя Будды пятиметровой высоты.

С южной стороны ступа существовало здание монастырского общежития — сангарама, где была живопись из сочетания ярко-голубых, розовых и палевых цветов.
В эту пору в многоликом разноплеменном торговом Мерве-Антиохии, где на перекрестках дорог сталкивались и взаимопроникали художественные стили, культуры и культы Востока и Запада, вероятно, существовала обстановка довольно большой веротерпимости, о чем можно судить по находке вблизи от буддийского ступа как зороастрийского святилища, так и христианской церкви.

Христианство было представлено сектами несториан и мелькитов, которые в IV веке основали в Мервском оазисе епископию, а в V веке митрополию.

Несмотря на это, еще в середине VII века в Мерве был возведен маздеизский храм «великого священного огня».
Вероятно, около V века в Мерве под северо-восточной стеной Гяур-Калы был построен «овальный» христианский монастырь. Расположенный на месте разрушенного античного здания, он повторял своей формой очертания оплывшего возвышения. По своей архитектуре этот храм с небольшими прямоугольными, трапециевидными и треугольными кельями оригинален и не имеет подобий.

С III века в Мерве распространялось и манихейство, представлявшее собой соединение элементов христианства с маздеизмом, а в условиях Мерва оно включало еще некоторые элементы и черты буддизма.
Но периоды веротерпимости сменялись борьбой. Вероятно, в V веке буддийский комплекс в Мерве был разрушен. «Синеволосая» голова статуи Будды и санскритские рукописи, помещенные в большую, почти полуметровой высоты расписную вазу, были замурованы в тайнике, где сохранялись до раскопок 1962 года, то есть почти полторы тысячи лет.

Рубрики: Туркмения, Мерв |