Рубрики


« Торговля коряков | Главная | Роды и выбор имени для ребенка у коряков »

Брак у коряков

Об их браках и как они совершаются. Если кто-нибудь задумает жениться, то он приходит к родителям невесты со словами: я пришел у вас поработать; нравится им это или нет, они не могут отказать ему и обязаны согласиться. Он же должен с этого времени работать не только на будущих тестя и тещу, но и на всех живущих в той юрте. Работа, которую он при этом выполняет, состоит в том, чтобы возить дрова, носить воду, разводить огонь, ходить куда пошлют, беспрекословно. и с готовностью исполнять все, что прикажут,— вставать раньше других, ложиться позже других.

Так как у них имеется правило, по которому никогда нельзя выдавать среднюю или младшую дочь раньше старшей, то всем известно, за кого он сватается, и ту девушку удаляют из дома, и она ходит при этом в поясе, к которому прикреплена ремнями повязка, закрывающая наглухо нижнюю часть живота из опасения, как бы жених не напал на нее и не овладел ею еще до настоящей заявки; кроме того, она никогда не ходит одна, а имеет всегда провожатых.

Когда жених проработает полгода, то он заявляет родителям публично, что он желает жениться на их дочери, на что те, по принятому у них обычаю, отвечают отказом. Но он этим не смущается, а ищет случая овладеть девушкой. При этом собираются остальные женщины и следят, когда он попытается на нее напасть.

Когда же он это совершает, то все на него набрасываются, тащат за волосы, бьют его, а невеста прячется за других, он же непрерывно на нее нападает, пока наконец ее не схватит и не свалит на землю, другие же все время тянут его и бьют, пока он своим пальцем не дотронется до ее потайного места, после чего она кричит: «Он попал». Когда она это произнесет, все отбегают от нее и он, как жених, перерезает на ее повязке ремни и сейчас же ведет ее в полог. Если же ему не удастся дотронуться до нее пальцем и женщины его одолевают, он должен уйти, и свадьба расстраивается. Если стороны в добром согласии, ему не надо ждать никаких затруднений.

Спят они голыми и покрываются паркой, что у них является обычаем. В качестве подушки служит им кусок тюленьей шкуры, а полог — lnigi из «гармена» (? — 3. Т.).

Пока молодые спят, варится пища, а шаман сидит и бьет в бубен. Когда же они встанут, то кушанье расставляют кругом огня, шаман садится спиной к лестнице — Gigigi, камлает и от всех кушаний жертвует огню; после этого молодые садятся спиной к Jakan'y, остальные тоже усаживаются. Когда все наедятся, то остатки пищи бросают в огонь. Эта церемония в такой же мере повторяется и при вступлении в брак вдовцов и вдов.

Не разрешаются браки между родными, а также между двоюродными братьями и сестрами; брат обязан взять себе в жены вдову брата без церемонии захвата, разве что он сам ее пожелает.

Муж может, если захочет, оставить жену и жениться на другой, но дети от первой жены остаются при ней, а не у мужа. Женятся они в 12, 14, но чаще, однако, в 16 или 20 лет.

Если мужчина имеет много жен, то они живут не все вместе, а каждая остается в той юрте, где он ею завладел; спит он с ними поочередно, а добытое на охоте должен отдавать той, с которой он перед этим провел ночь, но если добыча большая, то она поровну делится между всеми женами. Жены покорны своим мужьям, а к свекру и свекрови, а также к старшему брату мужа они относятся с большим почтением, чем к своим собственным родителям.

Рубрики: Коряки |