Рубрики


« Описание свадьбы и супружества у ламутов | Главная | Ламутские шаманы »

Болезни, похороны и загробная жизнь у ламутов

Из болезней, которые бызают у ламутов, надо назвать кашель — Semckan, лихорадку — Butun, подагру — Ikributuni и другие. Все эти болезни изгоняют камланием. Оспа — Ana Kattin появилась у них. 60 или больше лет назад, причем от нее погибали как старые, так и молодые, но после этого оспа у них больше не появлялась.

Ламуты доживают до 60—70 лет, но иногда живут и больше (80 — 90 лет). Даже были двое, которым было за 100 лет. Один, по имени Koruckai, дожил до 102 лет, другой — Balckatscha — до 120 лет. Седина; у них появляется в 40—50 лет. Ламуты имеют обыкновение поручать больного, если думают, что у него опасная болезнь, особому человеку, который за ним ухаживает и кормит из особой посуды.

Когда ламуты умирают, то родственники закалывают собаку, делают маленькие деревянные фигурки, помещают их вокруг огня и обмазывают собачьей кровью. У мертвого тела родственники плачут и причитают, спрашивая мертвого, почему он умер. Это происходит до тех пор, пока тело не погребут. Тело обмывают, надевают самые лучшие одежды и кладут в гроб. Сюда же кладется вся одежда покойного, так как ламуты считают, что если она останется, то могут заболеть другие той же болезнью. Рядом кладут нож, огниво, лук и стрелы покойного.

Покойника они держат три дня в доме, а затем относят на балаган — Geromda. Эти балаганы находятся недалеко от жилища на четырех столбах высотой в одну сажень. Закалывают любимую собаку умершего и кладут рядом с гробом. Каждый сопровождающий покойника также кладет на балаган одну бусину или другую вещь на память. Под балаганом разводят огонь, в него бросают жир, тальник, всякого рода пищу, льют воду — чтобы покойник мылся, пил и ел. Выносят покойников из. дома головой вперед и кладут на балаган в направлении той части света, как они хотят. Они оставляют покойников на балаганах всю зиму, а летом только один месяц.

Родственники каждый день приносят к гробу пищу и причитают. В знак своего горя ламуты срезают волосы и бросают их в огонь. Когда же приближается время погребения, то собираются друзья и родственники у балагана, плачут, кричат и причитают. Они все с покойником прощаются. Между тем могила уже вырыта. Некоторые приносят пищу к могиле и разводят огонь. Другие несут гроб к могиле, погружают в землю и закапывают. Затем они бросают куски пищи в огонь, кладут ее в могилу, а остальные съедают сами и возвращаются домой.

Поминки — Niaemgancka справляют три раза в год три года подряд. Для этого они разводят огонь в том месте, где находится голова покойного, закалывают собаку, разрезают ее, берут кровь из сердца и разбрызгивают на четыре стороны. Голову собаки кладут на могилу в головах, внутренности посередине, а ноги сбоку.

В разведенный огонь льют воду, бросают тальник, как это делают при погребении на балагане. Остальное мясо они съедают сами.

Их траур продолжается до тех пор, пока они снова не вступят в брак. Траур состоит в том, что они не заплетают волосы и не носят праздничного платья.

Раньше у них был обычай покидать юрту, в которой был покойник, но теперь этот обычай упразднен. Если умирает слуга или служанка в тот же год, что и хозяин, то их хоронят рядом с ним. Ламуты считают, что слуги умерли затем, чтобы служить хозяевам на том свете.

Что касается их представления о душе, то сообщили они мне следующее: если рождается мертвый ребенок, то его душа возвращается назад к матери и входит в следующего ребенка той же женщины.

Если умирает взрослый неженатый человек, то его душа парит в воздухе на небе и переходит после разложения тела в ближайшего родственника, причем ламуты считают, что это тот же человек. Например, умер мальчик, а рождается девочка — родственница  покойному, они говорят, что душа мальчика вошла в эту девочку и так было угодно покойнику превратиться в девочку.

Души умерших женатых не возвращаются назад, а держатся в определенном месте, которое они   называют Osi-bugan (царство   мертвых). Там солнце не светит, небо как туман, а земля как пар. Каждый мужчина имеет там прежних жен, и они производят там детей, так же как и на земле, и занимаются теми же делами.
Они утверждают также, что птицы, животные и прочая тварь следуют за ними.

О привидении они говорят, что это умершие шаманы их пугают, являясь в темноте. Они называются Arinko, по-русски — враг.

Что касается колдовства, то ламуты утверждают, что тень человека захватывают дьяволы, вследствие чего человек впадает в болезнь или в бешенство. А это искусство они называют   Amiangad,    по-русски — порча.

Такой дьявол (по-русски леший, лесной дух), по их представлению, живет в горах, и если кто-нибудь ночью засвистит или позовет, то он появляется и уводит этого человека в свое логово.

Они говорят, что дьяволы женаты и производят дьяволят. Души умерших носят свое прежнее имя, которое было у них при жизни. Они не признают никакой награды душам, и добро и зло для них одно и то же. Те, которые умерли от оспы, упрекают друг друга после смерти в преступлениях.

Далее души соединяются снова со своими телами в тот день, когда мир перевернется.   А это произойдет потому, что ламуты думают, что мир, какой он есть и каким он был, будет стоять еще только два поколения.

Некоторые ламуты придерживаются суеверий и утверждают, что когда гремит гром, то это шаманы высылают своих дьяволов одних против других, чтобы показать свою мощь перед людьми и попугать их. Страх у людей перед громом очень большой, и они охотно спрятались бы куда-нибудь, если бы это было возможно. Если кого убивает молния, то считают, что в этом повинен шаман, так как убитый действительно оскорбил шамана. При погребении убитого совершается та же церемония, что и при погребении других покойников.

Рубрики: Ламуты |