Рубрики


« Роды и выбор имени для ребенка у коряков | Главная | Шаманы у коряков »

Болезни и похороны у коряков

О сжигании мертвецов и что при этом происходит.

Если кто-нибудь заболеет, то посылают за шаманом или шаманкой — Amme, которые тотчас приходят к больному — шаман со своим бубном, шаманка — с колдовским камнем — Gitkamkau. Сначала я должен сообщить об этом камне и его свойствах.

В месяцы Lautejel и Djonmalgan берут шаманки плоский круглый камень любой породы и весом приблизительно в полпуда и называют его до обработки — Guckgun.

Прежде чем этот камень будет годен к употреблению, шаманка колдует над ним с новолунья упомянутых месяцев до конца месяца; когда он готов, а они не хотят его употреблять, то его держат в лесу под особой покрышкой. Никто, кроме шаманки, не смеет подходить к этому камню.

При вылечивании больных камень прикрепляют между концами двух палок, а к ремню, которым он закреплен, подвешивают еще пучок травы — Lautejel и ставят палки в наклонном положении у изголовья больного. Палки называются Ozjumgat и имеют в длину 1 1/2 аршина. Когда шаманка установила неподвижно свой колдовской камень, она садится на пол к нему лицом и колдует. Если камень в это время качнется, то это признак, что больной выживет. Если же камень остается неподвижным, то на выздоровление нечего надеяться.

Этот камень употребляют также и для других дел, но ставится он точно таким же образом. Например, собирается кто-нибудь в дальний путь или на охоту, шаманка должна предсказать, удачно или неудачно будет путешествие или охота.

Пока шаманка колдует у больного, шаман также занят своим камланием. Это продолжается до тех пор, пока больной выздоровеет или умрет.

Если же кто умрет, то сперва у того места, где он лежит, прорубается в стене дыра и через нее тотчас вытаскивают покойника со всей его одеждой, луком, стрелами и всем, что он еще имел на себе или при себе в жизни. После чего пролом быстро снова заделывают, потому что они •боятся, что покойник или болезнь снова могут к ним возвратиться.

После этого выходят родственники и все остальные из юрты, садятся вокруг покойника, воют и плачут о нем, пока через некоторое время к этому месту не доставят кучу дров, тогда сейчас же складывают костер и покойника переносят к нему; шаман с бубном идет впереди, все другие следуют за ним.

Затем покойника кладут на кучу дров, на спину, головой на восток, а его вещи укладывают около него. Наконец, костер поджигают со всех сторон, а шаман принимается скакать вокруг огня, ударяя в бубен, остальные же подносят сухое дерево и бросают его на покойника, другие же подталкивают палками и самого покойника, чтобы он скорее сгорел, и когда все превратилось в золу, то они все, стоя, глядят на небо и кричат: Kama Koelin.

После этого шаман убивает любимую собаку покойного, сдирает шкуру и вешает ее (шкуру) на шест, воткнутый возле выгоревшего костра. Потом все идут назад в юрту в том же порядке.

Самоубийц, а также таких, которые, захватив с собой кусок рыбы, уходят в лес, чтобы там умереть, не сжигают, а оставляют там, где их найдут; желающим покончить с собой препятствовать не полагается.

По покойникам они не скорбят, овдовевшие могут, при желании, тотчас опять вступить в брак.

Если женщина умирает во время беременности, то шаманка вырезает из нее плод, после чего мать и утробного младенца сжигают.

Мертворожденных детей погребают в землю, потому что, по их словам, рожденный неживым для сожжения негоден.

Коряки, живущие в безлесных местностях, относят своих покойников в горы и бросают их там в пещеры. Но если умирает богатый — Gitoepitschan, то нужное для сожжения трупа дерево подвозят издалека. Такие безлесные места встречаются по Наяхану, Тайносину, Гижиге и дальше — там юрты отапливаются ивовым кустарником и ворванью, которыми также пользуются и для приготовления пищи.

Болезни, которые смертельны у этого народа и не поддаются лечению шаманов, следующие: колотье — Gejoel, головные боли — Laute-gil, сердечные спазмы — Lingeling. Раньше болели оспой и многие от неё умирали, но теперь ею не болеют, так же, как французской болезнью, горячкой и перемежающейся лихорадкой.

Все носят на шее два амулета из агата или кремня, которые, по их уверению, предохраняют от всех внутренних болезней. При болях в суставах нагревают камень, берут горсть вышеупомянутой травы — Lautejel как универсальное лекарственное средство от всех болезней, скатав ее, придавливают к накаленному камню и прикладывают затем к больному месту такой горячей, насколько больной может вытерпеть; лечение это проделывают шаманы и при этом камлают.

На опухоли и нарывы прикладывают сырые заячьи шкурки и часто их меняют. Этот способ лечения имеют также тунгусы и ламуты.

Рубрики: Коряки |