Рубрики


« Брак у алеутов о. Уналашка | Главная | Беременность и роды у алеуток о. Уналашка »

Болезни, лечение и гигиена у алеутов о. Уналашка

Бань они до прихода русских промышленников не знали, а пользовались для этого иногда горячими источниками. В море, речках и стоячей воде купаются они также зимой, чтобы очистить и закалить тело и в бодром состоянии выходить на охоту. До прихода русских, по их утверждению, они доживали до 100 лет, однако теперь уносят их различные болезни.

Дряхлые старики часто топятся или просят друзей убить их. Против болезней они, кроме кровопускания — Uchtosch, не имеют почти никаких средств, если не считать только таковыми действия их шаманов, которым они доверяют и предсказания которых принимают за определенное решение своей судьбы. Для кровопускания служит им заостренный камень — Uchtosk; сам камень получают с острова Умнака, где он называется Igak, алеуты называют его Sadgydak и делают из него также наконечники для дротиков.

Болезни они рассматривают как внутреннее затвердение, которое на ощупь как камень. Корень Angelika употребляют они в вареном виде внутрь и натираются им при ранах, а корень и листья Saneraempf употребляют внутрь.

При болезнях алеуты очень воздерживаются от еды, особенно избегают они китового жира, также и при ранах, а беременные из страха перед абортом. Женщины воздерживаются от еды и при месячных. Раны перевязывают кусочками кишок, что предохраняет раны от морской воды.

Если больное место кажется подходящим для кровопускания, то колет его тот, кто ловок в этом искусстве, косо и довольно глубоко. Если вытекает много крови, то надеются они на выздоровление больного, если нет, то они опасаются его смерти. Часто они пускают кровь на груди между ребрами. Если они считают, что болит сердце или если страдают тошнотой или отсутствием аппетита, то царапают под языком для выпускания крови.

Также парят больные места горячим камнем, обернутым травой. Если они получают раны венерического характера — Schiachsch, которые они знают лишь со времени первого прихода русских, то делают они для больного, как и при всякой болезни, маленькую хижину, и только мужчина, который умеет обходиться с больными, остается при нем; женщин они совсем к нему не допускают, во-первых, потому, что считают их нечистыми, а затем — не доверяют их наблюдению, так как думают, что больному от таких глаз станет только хуже.

Говорят, что зима 1789 г. была очень обильна бурями, а так как нужда заставляла жителей обоего пола добывать себе пищу независимо от погоды, то многие умирали от простудных болезней с покалыванием в боку и кровохарканьем. Их одежда не очень хорошо защищает от сильных бурь. Еще я встретил здесь больную женщину, довольно бледную, с остановившимся взглядом, которая была подвержена беспричинному смеху. Давали ей полынь — Amtemisia Vulgaris.

Говорят, что раньше многие алеуты имели собак — Ainkuk, но с того времени они у них вымерли от голода.Вместо мыла для мытья пользуются женщины мочой. Здесь употребляют такое же деревянное огниво, как на Кадьяке.
Приведенное выше узнали мы с г-м Робеком с помощью переводчика Михаила Лаврентьевича Милкова, который раньше еще был с русскими промышленниками в Америке.

Во время месячных носят женщины повязку из ремня вокруг туловища и вторую между ногами, чтобы удерживать мелкий мох, который меняют несколько раз в день; последняя сохраняется еще два дня после того, как месячные прошли. Тогда женщины сначала моются и после этого снова могут спать со своими мужьями.

Если женщина из неосторожности по своей вине рождает преждевременно мертвого ребенка или, чтобы скрыть любовь на стороне, изгоняет свой плод выдавливанием, то это у алеутов имеет важное значение, потому что грозит бедой для семьи. Одежда, меховая парка, такой женщины набивается травой и выставляется, а муж, брат, ближайший родственник или старейший из населенного пункта пускает в одежду несколько стрел,. чтобы показать толпе, что женщина сама застрелена, в то время как последняя тайно крадется к хижине. Это наказание налагается на бывшую беременную шаманом.

Вечером набитая парка ставится между хижиной и костром. Сама женщина должна встать позади парки, так, что видно только ее лицо. Тогда старейший указывает на нее пальцем и говорит: «Это — злодейка». После чего в парку опять стреляют, а женщина вместе с последней падает на землю, где стар и млад бьет по парке палками, в то время как женщина опять тайно крадется в хижину и остается там, спрятавшись, 24 часа, после чего она снова может взять свою одежду, которая столько же времени остается лежать вне хижины.

Алеуты считают, что если бы они таким образом не наказывали это несчастье, то один из родственников утонул бы или погиб каким-либо другим способом, а другие не имели бы удачи на охоте или во время рыбной ловли.

Рубрики: Алеуты |