Рубрики


« Брачные церемонии | Главная | Лечение болезней у тунгусов »

Беременность и рождение детей

О беременных женщинах следует сказать, что они никогда не поднимают ничего тяжелого, не кладут ногу на ногу, не вытягиваются, остерегаются падать и переступать через какую-нибудь веревку или колышек.

Когда наступает время родов, то скроят отдельное жилище, зимой же женщина остается в обычном жилище, но во время родов все удаляются из него и остается с ней только повивальная бабка — Aninoden. Женщины все рожают стоя на коленях перед огнем. Повивальная бабка стоит сзади роженицы и держит ее вокруг туловища, чтобы помочь родам. Когда ребенок родился, то повивальная бабка отрезает с головы роженицы несколько волос и скручивает из них жгутик, которым перевязывает пуповину ребенку.

Если ребенок мальчик, то пуповину отрезают кривым ножом, но не ножом, которым режут продукты. Делают это потому, что верят — ребенок вырастет разговорчивым и резвым, так как кривым ножом обычно режут и скоблят всякое дерево, последний же (нож) дает звон. Нож, которым режут продукты, не употребляют потому, что им отрезают куски и съедают, а это значит, что и смерть может сократить жизнь ребенка.

Девочкам пуповину отрезают ножницами, чтобы они сделались разговорчивыми. После того как пуповина у ребенка отрезана, мать и дитя обмывают, после чего моется также повивальная бабка, а затем они все окуриваются дымом от багульника. Это повторяется дважды в течение двух недель (через 7 дней).

Ребенка заворачивают в заячий мех, и никаких пеленок не имеется. После первого очищения роженице дают новые одежды и постель, при этом еще убивают оленя и лучшие куски варят для нее, причем часть жертвуют огню, созывают родственников и устраивают угощение. Роженица свыше месяца находится одна в своем жилище, потом она опять обмывается, окуривается и только после этого возвращается к мужу.

Послед — Girkinmun и вся одежда роженицы, которую она носила при родах, ее постель, все сосуды и домашняя утварь, которые тогда употреблялись, укладываются после восхода солнца на специально для этого сделанный лабаз и плотно закрываются. Муж не ест с женой из одной посуды, пока ребенок не обнаружит некоторые признаки рассудка — начнет смеяться, хватать что-нибудь и так далее, то есть примерно полгода после рождения.

Имя ребенку дается не сразу после рождения, а когда он начнет уже ползать. Тогда может всякий, кто первый придет в жилище, за исключением отца и матери, дать ему имя. Но ребенок обязательно должен носить имя какого-нибудь умершего родственника, причем человека, который был у них в почете.

Также бывает, что мать несет ребенка к другому человеку и сообщает, что ребенок еще не имеет имени, и тогда хозяин дома, куда она приходит, обязан дать ребенку маленький подарок и имя.

Но это имя, когда ребенок подрастет, как у мальчиков, так и у девочек меняется. Обращают внимание на его характер, развитость и дают имя по стране, реке, холму, горе, солнцу, луне, животному, птице, рыбе. Оно остается за ним неизменно.

Когда кого-нибудь спросят, как его звать, он не отвечает, а за него отвечает другой, так как у них считается позором сообщить свое имя, которое может быть очень славным или постыдным.

Также никогда не называется имя умершего, а говорят — отец такого-то, мать такой-то. Делают это по той причине, что, по их представлению, умер только человек, а не его имя, поэтому это имя может опять получить другой человек. Если же назовут имя умершего, то это воспринимается как поругание, отчего может быть ссора.

Дети в первые годы жизни питаются не только молоком матери, но и другими продуктами, которые тунгусы сами едят. Иногда мать кормит ребенка до пяти лет.

Еще надо упомянуть о посещениях родителей и замужних и женатых детей друг друга. Дочери, хотя они выданы замуж, посещают своих родителей и родственников ежедневно. Через год же они приходят к ро дителям и родственникам со своими мужьями и с подарками — такой подарок называется Aniwun. Делают они это в знак почтительности, но, кроме того, и сами хотят получить взамен подарок. Этот обычай практикуется и когда их собственные дети достигают одного года. Вдовцы и вдовы не могут следовать этому обычаю, потому что они раньше, в первом своем браке, получили Aniwun.

Рубрики: Тунгусы |