Рубрики


« О татарах, которые живут между Июсом и Томском | Главная | Примечания к главе о бурятах »

Барабинские татары

Некоторое описание барабинских татар, сделанное во время путешествия

Барабинские татары внешним видом напоминают остяков, которые являются их соседями и называются ими Staki. Живут барабинские татары в степи Вагаmа, или Barawa, которую еще называют Barabu. Они магометанской веры, хотя до сегодняшнего дня сохранили свои языческие обряды.

Их шаманы — Kamlada имеют волшебный бубен Tungur, или Tung-ir, что совпадает с якутским обозначением бубна; колотушка называется Kaluk. В середине бубна изображен идол — Joese , спереди он покрыт тряпочкой и напоминает Ongo бурят. Шаманские действия происходят в темноте, так же как у якутов. Шаманская одежда барабинских татар похожа на якутскую. Шаманский посох называется Тоn.

При шаманстве они упоминают только одного духа-прорицателя — Zalu и верят, что через него узнают много неизвестных вещей.

Их жилища — U снаружи такие же, как у якутов, а внутри, как у других татар. При входе у двери имеется чувал, а за ним маленькая низкая печка — Kamaga, в которую вмазан котел - Casan. Внутри жилища кругом установлены широкие нары — Orontuku, на которых спят. Их постели называются Tёschak, матрацы из тростника — Gigen, подушки из перьев - Jastok. Вместо одеял покрываются своей одеждой.
Барабинцы держат немного рогатого скота и лошадей.

Их основное занятие — хлебопашество, но они ничего другого не сеют, кроме ячменя. Из него делается крупа — Kurmatsch. Приготовляется она следующим образом. Берется ячмень, парится и размалывается в горячем состоянии, затем сильно высушивается и толчется в деревянной ступке—Sokma, пока не удалится шелуха.

Ступка стоит больше чем наполовину в земле. Едят барабинцы эту крупу без всего или варят на воде с рыбьим жиром. Это их ежедневное блюдо и называется Ura. Кроме того, барабинцы употребляют в пищу рыбу, которую ловят в озерах и реках сетями — Ag и мордами — Jцse. Носят длинную одежду — Tschepken, напоминающую русский зипун, и шубу — Тоn. На голове — шапка — Koeber, или Colotewir, и еще поверх большая шапка — Tumak, наподобие как у бурят. Сапоги — Юtuk из кожи лошадей или быков, как у якутов и бурят. Их носят мужчины и женщины.
Мужчины стригут волосы на голове и бороду, оставляя клочок только на подбородке и толстые усы. Есть и такие, которые еще носят косу, как буряты. У женщин две косы, в ушах большие серьги.
Мужчины и женщины не имеют обычая, как другие татары, стричь и выщипывать волосы на тайных местах.

Когда мужчины женятся, то платят до свадьбы калым лошадьми, китайкой. Калым не бывает больше 50 руб., а половину его невеста приносит с собой обратно в качестве приданого — Silaschte. Никто не женится на девушках из своего рода, а берет жен из другого рода и имеет их не больше двух. Муж с женой может разойтись, если хочет, но дети остаются с отцом. При этом калым не возвращается.
Детская люлька Bitschuk стоит на четырех ножках, которые в голове и ногах вделаны в дужки, поэтому люлька легко раскачивается справа налево. В середине люльки — отверстие.
Барабинцы плетут круглые корзины—-Kugunak из ивовых прутьев, которые по форме напоминают немецкие корзины для хлеба. Имеют также посуду из бересты — Konjak, в которой держат Kurmatsch. Их Konjak напоминает якутскую —Kollogos. Для носки снега употребляют Iskin из дерева и березовой коры, напоминающий русский лоток20. Есть у них деревянные жернова - Teurman, обитые полностью широкими тупыми железными гвоздями. Такие жернова вертят они рукой.
Когда у них кто-нибудь умирает, то выходят две женщины из жилища, садятся перед дверью и все время кричат, плачут, причитают. Это оплакивание называется Kutaim. Ближайшие же родственники покойного причитают, сидя в жилище. Покойников привязывают к доске во всей одежде и погребают в лесу. Несут покойников ногами вперед, а родственники сопровождают процессию с громким плачем. При погребении женщины расплетают свои косы и рвут их, но никогда не обрезают, ногтями расцарапывают себе лицо до крови.

Детей, которые рождаются мертвыми или умирают вскоре после рождения, хоронят иначе. В лесу срубают верхушку дерева и гроб с ребенком привязывают к такому дереву, причем он стоит там до тех пор, пока.сам не свалится. Я спросил их, почему они детей не закапывают в землю, на что получил ответ: эти дети еще не ступали на землю и поэтому еще не достойны быть в нее зарытыми.

Барабинцы для курения табака, который они очень любят, употребляют деревянные трубки, как якуты. Дым они проглатывают и выпускают его при отрыгивании. Ездят на больших телегах, как буряты.

Дети, так же как старые люди, ходят летом голые до пояса, а также зимой дома.
В качестве увеселения служит им вертушка. Она состоит из кола, вбитого в землю, на который положена доска с дыркой в середине. На концы доски садятся по человеку и, отталкиваясь ногами от земли, приводят в движение доску по кругу.

О боге они говорят, что существует только один бог — Brot Kutai. Утром, когда встают, они говорят: Jallaja Kutai. Наряду с богом признают они и дьявола, которого называют Jasaiet, Jek, Chan или Sultan. Утром призывают они его и говорят: Jasaret ja madath. По их представлению, дьявол живет на севере.

Жертву они приносят при закалывании скота. Кровь выпускают на юг и считают, что это жертва Kutai'io. При болезнях закалывают скот и в жертву дьяволу, но при этом кровь выпускают на север.

Барабинцы не употребляют в пищу кровь ни от скота, ни от птиц.

Жертвы Jasaret Sultan'y они приносят следующим образом. Между двумя деревьями протягивают веревку с севера на юг и на нее вешают куски заячьей шкуры, старые тряпки, куски от всех животных и птиц, которых они ловят.

Кроме того, барабинцы почитают солнце, луну и огонь. Другого я об этом народе ничего сообщить не могу и заканчиваю потому свое описание.

Рубрики: Барабинские татары |