Рубрики


« Мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда в Султан-Кале | Главная | Керамика Старого Мерва »

Архитектура Старого Мерва

Среди полутора десятка других мавзолеев X—XII веков, существующих поныне в этой области Туркмении, встречается и второй тип, представляющий собой портально-купольную однокамерную постройку, как, например, Аламбердар — мавзолей последнего Саманида Мунтасира в окрестностях города Керки.

Архитектурная форма мавзолеев обоих типов восходит к доисламским временам и имеет прототипы в композиционных формах наусов — специальных зданий, где хранились оссуарии — керамические ящики с захороненными в них костями. Этот обряд захоронения только костных останков связан со среднеазиатским маздеизмом и в общих чертах, вероятно, совпадает с ритуалом, о котором повествуется в «Авесте» — своде основных понятий, канонов и сложнейших обрядов зороастризма.

Один крупный наус II—VI веков был обнаружен в Старом Мерве, на его западной окраине, за стеной античного времени. Это было совершенно квадратное помещение из сырцового кирпича, каждая стена которого достигала десятиметровой длины. Вокруг внутреннего замкнутого зала располагались двадцать четыре узкие длинные ниши, заполнявшиеся оссуариями, или хумами — сосудами с костями.

Оссуарии иначе называются астоданами. Они нередко представляют собой небольшие модели, однако достаточно точно повторяющие, вероятно, реально существовавшие архитектурные формы, в том числе специальных зданий для погребения, то есть тех же наусов, и потому ценны для изучения несохранившихся доныне древних строений.

Оссуарии Антиохии — Мерва чаще всего похожи на центрально-купольные однокамерные кубические мавзолеи или, что вернее, мавзолеи средневекового мусульманского Хорасана, строительство которых особенно процветало в XI—XII веках. Они повторяют во всех главных свойствах своих предшественников, отстоящих от них по времени на несколько сотен и даже тысячу лет, о чем можно судить по оссуариям — моделям подлинной архитектуры далекого прошлого.

Кстати, на некоторых оссуариях в Мерве встречаются зубчатый парапет и даже грибовидные бойницы. Эта группа оссуариев имеет на «фасаде» выступающие порталы с аркой и возвышающейся зубчатой передней стенкой, свидетельствуя тем о глубокой древности и портально-купольной композиции, которая вновь повторится и получит развитие в самом начале II тысячелетия н. э. В эпоху феодализма эта архитектура обслуживает уже совершенно иные культовые запросы, неся в древних (но почти неизменных!) формах новый смысл при общем функциональном назначении строений.

На примере архитектуры, передающей как эстафету свои отточенные логикой основной функции древние и устоявшиеся композиционные схемы «в руки» разных эпох и социальных групп для заполнения их различными преходящими этико-теистическими и иными идеями данного времени, мы видим поразительную стойкость функционально обоснованных форм.

Закон смены социально-этического наполнения традиционных канонических форм народного искусства (архитектура Хорасана изначально — тоже род народного искусства, ибо его служители — зодчие — были всегда народными мастерами) ясно прослеживается и в его прикладных жанрах, достигших предельного совершенства на Среднем Востоке, — в ковроделии и ювелирном искусстве Туркмении в первую очередь.

Однако преемственность форм в создании ряда типов строений Среднего Востока не умаляет тех высоких достижений монументальной культовой и мемориальной архитектуры в средние века, которые отмечены неоспоримыми художественными достоинствами и вкладом в строительную технику.

Великолепные мечети с высокими красавцами минаретами (первичная форма которых восходит, кстати, к традициям постройки круглых смотровых и древних крепостных башен), величественные медресе — высшие духовные учебные заведения, где учащиеся проводили более десятка лет, и уникальные мавзолеи, каждый из которых имеет свое лицо, несмотря на ограниченное число принятых в различных областях Средней Азии основных композиционных типов, формировали своеобразный, неповторимый облик мусульманских городов, определяя их силуэт и архитектурным акцентом подчеркивая значительность и торжественность главного культового ансамбля.

Рубрики: Туркмения, Мерв |